Skip to main content

Адаптивная программа

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета школы

 

«Утверждаю»

 

Директор школы:  ___________ Г.П.Малышкина.

 

Протокол № 4  от  19.03. 2015 г

 

               Приказ № 13 от 19.03. 2015 г

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

Адаптивная программа перехода

от ФГОС НОО на  ФГОС ООО

 

МОУ «Оленьковская основная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Актуальность

Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований  к структуре  основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

Данный этап образования (конец 4-го года обучения - 5-й год обучения), как и первый этап, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Экспериментальными исследованиями показано, что:

а) возможно строить обучение детей 10-15 лет, не порождая типичных трудностей, вызываемых традиционно организованным переходом из начальной в среднюю школу (в мотивации, дисциплине и пр.);

б) наложение одного кризиса на другой (возрастного кризиса на кризис перехода к новому типу образовательного процесса) усиливает кризисные явления не в два, а в значительно большее число раз.

Для успешной адаптации школьника к новым условиям необходимо:

-учитывать психологические особенности 10—12 летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребенок перешел в 5-й класс;

-анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

- создать педагогические условия, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные в  начальной школе, индивидуализированный “инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу и др.) в разных учебных ситуациях

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые, прежде всего, являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем  развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.

В связи с этим, возникла необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:

·        совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

·        работа с учащимися;

·        работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

·        организация учебного процесса;

·        единые требования к учащимся;

·        структура уроков.

 

Цели программы:

1.                  Способствовать устранению рассогласованности учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

2.                 Добиться сохранения и качественного улучшения выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в основной школе, а также сохранения их здоровья и развития познавательной активности.

3.                 Изучение трудностей обучения пятиклассников, выявле­ние причин, вызывающих затруднения  у обучающихся и учителей, разработка учебно-воспитательных и  управленческих мер по устранению этих причин;

4.                    Обеспечение непрерывности и преемственности в обучении школьников, включенность обучающихся в новый образовательный модуль.

5.                  Диагностика сформированности основных учебных умений, предмет­ные диагностики.

6.                Реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и основного школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

 

Задачи программы:

 

1. Проанализировать причины, препятствующие успешности адаптационного периода в классе, наметить пути коррекции.

2. Выработать четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях.

3. Наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной.

4. Продемонстрировать возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

 

Программа включает управленческие мероприятия по направлениям:

- информационно-аналитические;

- мотивационно-целевое;

- планово-прогностическое;

- организационно-исполнительское;

- контрольно-диагностическое;

- регулятивно-коррекционное.

                   

Главные результаты:

Взаимосвязь и совместная деятельность начальной и основной  школы с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Обучающийся  проявляет интерес к обучению, верит в свои силы и возможности, чувствует психологическую комфортность при переходе  в основное звено.

Сохранение здоровья обучающихся. Социальная адаптация детей в новых условиях.

 

О преемственности начального и основного  звеньев школы в организации  учебной деятельности.

 

Проблема

Предварительная работа по решению проблемы

Пути решения проблемы на уроке

1. Адаптация в условиях предметной сис­темы обучения.

1. Изучение про­грамм начальной школы - учителем 5 класса, средней школы - учителем начальных классов.

2. Изучение уровня УУД в 4 классе.

3. Знакомство с психологическими особенностями учащихся

Взаимопосещение уроков учителями начальной и средней школ. Анализ деятельности учащихся 4 и 5 классов на уроках.

2. Формирование дет­ского коллектива в связи с проблемами подросткового возраста.

1. Изучение психоло­гии подросткового возраста.

2. Знакомство с семь­ями детей.

Использование кол­лективных и группо­вых технологий.

3. Преемственность инновационных тех­нологий начальной школы в старших классах.

Изучение техноло­гий, используемых в начальных классах.

1. Использование основных приемов технологий из на­чальной школы.

2. Адаптирование технологии началь­ного обучения к тех­нологиям основного  звена.

4. Проблема

одарен­ных детей.

1. Изучение в на­чальной школе, в ка­кой зоне учится ода­ренный ребенок. Ес­ли не в зоне ближай­шего развития, то принятие соответст­вующих мер.

 2. Изучение психоло­гических особеннос­тей данного ребенка.

Построение урока с учетом этих осо­бенностей.

5. Проблема органи­зации самостоятель­ной работы на уроке.

Наблюдение уроков в начальной школе.

Учить самостоятель­но работать.

6. Соблюдение еди­ных требований.

Наблюдение   уроков в начальном и основном  звене.

1. Подготовка учени­ка к уроку.

2. Своевременное сообщение домашних заданий.

3. Выставление оце­нок учителем-пред­метником.

4. Контроль дисцип­лины.

7. Осуществление обратной связи.

Изучение вопроса при посещении уроков в начальной школе.

Использование прие­мов связи в

5 классах.

8. Преемственность форм и методов орга­низации учебной дея­тельности.

Изучение форм и ме­тодов организации учебной деятельно­сти учителями начальных классов и основного звена друг у друга.

Использование форм и методов организа­ции начальной шко­лы и осуществление плавного перехода к «своим».

9. Единая система итогового повторения в 4 классах и вводно­го повторения и кон­троля в 5 классах.

Разработка единой системы повторения и контроля.

Использование сис­темы повторения и контроля из 4 класса.

10. Использование средств наглядности

Изучение системы наглядности в на­чальной школе

Использование сис­темы наглядности из начальной школы

 

 

 

 

 

Направления деятельности школы при преемственности между начальным и основным звеном:

Мероприятия

Цель

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

Выход

1этап (март - июнь)

1.Посещение уроков в 4-х классах учителями среднего звена

Определение качества образования обучающихся  4 х классов. Преемственность в содержании, методике обучения ,в контроле и оценке знаний

март- апрель

учителя предметники

Совещание при директоре

2 Проведение контрольных работ

Выявление уровня подготовленности выпускников начальной школы к обучению в основной школе

апрель

учителя- предметники

собеседование

3 Посещение родительских собраний и классных часов будущими  классными руководителями

Изучение уровня воспитанности обучающихся. Знакомство с родительским коллективом

апрель-май

Классные руководители

собеседование

4 Совещание с учителями предметниками по итогам итоговых контрольных работ  

Анализ качества знаний обучающихся

май

 Заместители директора по УВР и НМР

Совещание при директоре

5 Комплектование 5-х классов, назначение классных руководителей   

 

май- июнь

 

директор

 

2- й этап   (сентябрь-ноябрь)

1.      Изучение адаптации обучающихся  5-х классов

 Выявление степени адаптации пятиклассников к обучению в основной школе

 

октябрь

 

собеседование

2.      Классно- обобщающий контроль

 в 5 х классах

1. Сравнительный анализ обученности.

 2. Контроль за состоянием преподавания новых предметов

 3. Выявление групп риска обучающихся

4. Состояние школьной документации

октябрь

 

Совещание при директоре

 

3. Посещение уроков в 5-х классах учителями начальных классов

Преемственность в содержании, методике обучения,  контроле и оценке знаний

октябрь-ноябрь

Учителя, выпустившие 4 кл

МО начальных классов

|4. Психологическое исследование и анкетирование обучающихся 5-х классов

Психолого- педагогические проблемы в обучении обучающихся в период адаптации

октябрь

Педагог- психолог

 

5.Административные контрольные работы по русскому языку, математике в 5-х классах

Выявление уровня подготовленности пятиклассников к обучению в основной школе.

октябрь-ноябрь

 

справка

6. Проверка техники чтения в 5-х классах

Проверка наличия базовых знаний по чтению

октябрь

Учитель литерату­ры

справка

 

7. Родительское собрание

1 . Учет особенно­стей периода адаптации обучающихся в 5-х классах

2. Единство требо­ваний к учащимся на  уроках

сентябрь

Классные руководители  5-х

классов. Учителя-предметники

 

 8. Проблемы адаптации предметного обучения в 5-х классах

Изучение трудно­стей обучения пятиклассников, раз­работка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению причин трудностей

октябрь

 

Малый педсовет

9.  Проблемы адаптации обучающихся 5-х классов

Выявление  и пути решения проблем по западающим темам программного материала. 

ноябрь

руководитель ШМО

 

3 этап январь-февраль

 

 Повторная проверка в 5-х классах

 

Взаи­мосвязь и совместная деятельность школы среднего и младшего звена в реализации учебно-воспитательного процесса

январь-февраль

 

 

4        этап март-май

 

1.   Совершенствование преемственности образовательного процесса в 4-классах

Контроль за состоянием преподавания  предметов.

 Выявление уровня подготовленности обучающихся 4-х классов  к обучению в основной школе.

 

 

апрель

учителя-предметники, классные руководители

 

 

 

2.        Посещение уроков в 4-х классах учителями - предметниками

Единство требо­ваний к учащимся на  уроках

март-апрель

Учителя среднего звена

Заседание МО

3. Проведение выпускного вечера

Организация и проведение совместных мероприятий учителями 4-х классов и будущих классных  руководителей 5-х классов

май

Учителя, кл. рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единые требования к осуществлению перехода от ФГОС НОО

на ФГОС ООО

1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу начальной школы.

2. Учителям начальных классов ознакомиться с программой по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов.

3. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учите­лей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.

4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полу­годии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллекти­вом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.

5. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.

6. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддержи­вать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психоло­гических, индивидуальных особенностей учащихся и микро­климата в семьях.

7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим классным руководителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы преемственности в преподавании учебных предметов между начальной школой и 5 классом и возможные пути их решения

Тенденции:ухудшение ситуации; стабильное положение; улучшение ситуации.

Проблема

Тенденция

Возможности разрешения

Организационно-психологические

Недостаточная наполнен­ность урока учебным мате­риалом, неоправданно мед­ленный темп урока, отсут­ствие материалов для «силь­ного» ученика, перенос ос­новной тяжести усвоения курса на домашнюю работу.

 

Уменьшение доли фрон­тальных бесед и других ма­лоэффективных методов работы на уроке, использо­вание раздаточных дидакти­ческих материалов, умень­шение пауз в работе детей.

Недостаточно организован­ное и чёткое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного - сверх отведенных 45 мин - вре­мени на выполнение пись­менных проверочных работ, из-за чего дети не приуча­ются быстро включаться в работу, эффективно и бы­стро работать

 

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и других проверочных ра­бот, заканчивать урок по звонку

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи ро­дителей при выполнении домашних заданий, творче­ских работ.

 

Разъяснение родителям на­носимого ущерба интеллек­туальному развитию их ре­бенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий.

Бедность арсенала и одно­образие используемых ме­тодов обучения, несоответ­ствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей.

 

Распространение опыта ус­пешного обучения детей в современных условиях

Пассивность большинства учащихся в процессе обуче­ния.

 

Использование форм и ме­тодов организации занятий, требующих от каждого уче­ника активного и осознан­ного участия (в том числе парной, групповой работы).

Несформированность у школьников представле­ния об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке

(об эталоне ответа).

 

Учителям -предметникам   совместно   с  учителями   начальной школы определять­ся в требованиях к ответу ученика и постепенно разъ­яснять детям эти требова­ния, учитывать их, оценивая ответы на уроке.

Привычка у детей получать отметки за любое - самое малое действие, в том числе за краткие или однослож­ные, невразумительные от­веты.

 

Добиваться от детей развер­нутых, полных ответов, чет­кой и грамотной речи; не допускать выставления не­обоснованно высоких отме­ток за неполные ответы.

Создание у детей учителем и родителями в конце 4 клас­са «психологического барь­ера» - настороженного ожидания трудностей уче­ния в 5 классе.

 

Знакомство родителей и детей со своими будущи­ми учителями уже в 4 клас­се, проведение олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских со­браний совместно с учите­лем 5 класса.

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чте­ния, большие про­блемы в понимании текста учащимися из-за обеднен­ного лексического запаса у части детей, неумение   делить текст на смысловые части и анализировать его.

 

Постоянно предлагать уча­щимся задания на проверку знания и понимания смысла прочитанного, вести словарики терминов и новых слов, читать вслух и анализиро­вать текст, реко­мендовать и родителям про­водить такую работу с деть­ми при выполнении заданий

Недостаточная скорость письма, нечёткий почерк у значительной части детей.

 

Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти рук, подходящую ручку, про­должать следить за пра­вильностью написания букв и цифр, за верным положе­нием ручки.

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

 

На уроках предлагать це­почные вычисления, дома (под руководством родите­лей) - специальные упраж­нения на тренировку внима­ния и памяти.

Недостаточная тренирован­ность долговременной ме­ханической памяти.

 

Практиковать   письменный опрос   правил,   предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаи­ческие тексты.

Элементы псевдоучебной деятельности в процессе обучения; неумение отде­лять существенное от несу­щественного.

 

Своевременно отходить от требований, предъявляв­шихся к детям на ранних этапах обучения, при пер­вом знакомстве с учебным материалом.

Отсутствие у учащихся умения и привычки обра­щаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе.

 

Рекомендовать иметь в клас­се справочные издания, предлагать учащимся зада­ния по работе со справочниками и словарями,  поручать готовить сообщения, расска­зы, сочинения по материа­лам дополнительной лите­ратуры.

 

 

 

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса

 

1.     Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.

2.     С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.

3.     Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.

4.     Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.

5.     Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.

6.     Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

 

 

ПАМЯТКА

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

 

1.     Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2.     Уделять особое внимание организации учебного процесса:

§  готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

§  правильность оформления тетради, различных видов работ;

§  требования к ведению дневника.

3.     Сделать нормой единые дисциплинарные требования:

§  начинать уроки со звонком;

§  готовиться к уроку на перемене;

§  прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;

§  поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;

§  отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.

4.     Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.

5.     Домашнее задание не оставляем на самый конец урока  его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

6.     Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.

7.     На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.

8.     Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.

9.     Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.

10.           Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.

11.           Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.

12.           Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.

13.           Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

14.           Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».Учитесь учить не уча.

 

 

 

 

 

 

ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК

(рекомендации для родителей учащихся)

 

Уважаемые мамы и папы!

Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы. 

 

Формирование учебной мотивации

1.     Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор.

2.     Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.

3.     Любой человек  выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.

4.     Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

5.     Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.     Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.

7.     Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.

8.     В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.

9.     Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.

10.           Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.

 

 

Школьная тревожность и ее преодоление

1.     Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д.

2.     Попробуйте вместе с ребенком проанализировать ситуацию, которая им предстоит. Как известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое. Ребенку надо писать контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в какой классной комнате это будет происходить, какого цвета тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать. Оказывается, совсем не страшно!

3.     Проанализируйте с ребенком его положительный опыт. Вселите в него уверенность, что он сможет преодолеть и эту ситуацию.

4.     Проанализируйте с ним и те ситуации, в которых он совершил ошибки. Подумайте, чем эти ошибки были порождены?  Помогите разобраться в том, что ребенок не понимает.

5.     Часто тревожного человека мучит мысль: «А вдруг что-то случится?» Обсудите эту тему с ребенком. Выясните, чего он боится. Ему страшно получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните ему, что не будете его ругать, поймете, что это произошло случайно. Выразите готовность помочь ребенку в этом случае. Он должен знать, что вы будете поддерживать его в любом случае.

6.     С детьми, у которых сильная нервная система, можно применять положительные стимулы. Пообещайте ребенку что-то особенное, если он справится с заданием успешно. Не переусердствуйте, потому что слишком значимые стимулы могут ухудшить деятельность ребенка. Даже если он не выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.

7.     Наш язык достаточно богат для выражения чувств. Поэтому свое мнение можно выразить честно. Можно сказать: «Молодец, ты сделал это хорошо!» Можно сказать по-другому: «Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не все получилось, но я верю, что у тебя все получится!»

 

Если дети имеют мало настоящих товарищей или

с ними «не очень  хотят дружить»

А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.

Б) Дом оснастить предметами, привлекающими других детей. Должно быть место, где дети могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома. Угостите чем-нибудь гостей вашего ребенка.

В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку.

Г) Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь с уважением к товарищам вашего ребенка. Интересуйтесь их жизнью.

Д) Принимайте гостей дома.

 

И еще несколько советов родителям пятиклассников:

1.     Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно учтет это.

2.     Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.

3.     У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.

4.     На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.

5.     Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!