Skip to main content

О системе текущего, промежуточного, итогового контроля и порядок выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок

 
 

Принято на заседании

педагогического совета

МОУ «Оленьковская ОШ»

Протокол № 7

 от ___________ 2015 года

 

 

 

 

 

            ПОЛОЖЕНИЕ

О системе текущего, промежуточного, итогового контроля за знаниями и умениями обучающихся и порядок выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок в МОУ «Оленьковская ОШ»

1. Общие положения.

1.1.      Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом МОУ «Оленьковская ООШ».

1.2.  Настоящее Положение рассматривается на заседании педагогического совета школы, имеющего право вносить в него свои изменения и дополнения, и утверждается директором школы.

1.3.  Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений, порядок, формы и периодичности текущего, промежуточного и годового контроля обучающихся и регламентирует порядок выставления четвертных, полугодовых и годовых отметок в ОУ .

1.4.Настоящее Положение обязательно для учащихся и учителей школы.

1.5.Каждый обучающийся школы имеет право на максимально объективную и справедливую оценку своих знаний, выраженную отметкой.

1.6.  Все обучающиеся обязаны прилагать усилия к освоению учебной программы по предмету, своевременно и в полном объеме выполнять домашнее задание, готовиться к урокам, проявлять старание и прилежание, а в случае возникающих при этом затруднений незамедлительно обращаться к учителю за помощью.

1.7. Все учителя обязаны оказывать помощь в освоении учебной программы по предмету любому обратившемуся обучающемуся.

1.8.      В настоящем Положении использованы следующие определения:

Отметка- это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемых целям. Оценке подлежат как объем,

системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости -это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Периодический контроль -подразумевает проверку степени усвоения обучающихся учебного материала по итогам прохождения раздела или темы.

Вводный контроль обучающихся- процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения знаний.

Промежуточный полугодовой контрольобучающихся -процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной-двух учебных дисциплин за полугодие.

Промежуточный годовой контроль обучающихся -процедура , проводимая с целью определения степени освоения обучающихся содержания учебных дисциплин за год в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся - процедура проведения экзаменов согласно Положению о государственной (итоговой) аттестации.

2. Цели и задачи разработки системы оценивания и определения порядка выставления четвертных, полугодовых и годовых отметок.

2.1.   Цель:

•        повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению оч отметок и оценки учебных достижений;

•        определение единого подхода в оценочной сфере деятельности педагогического коллектива , способствование дальнейшей гуманизации отношений между всеми участниками образовательного процесса.

2.2.  Задачи:

•        установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного стандарта.

•        Контроль за выполнением практической части рабочих учебных программ и календарно-поурочных планов изучения отдельных предметов.

•        Повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающегося.

3. Система оценивания в школе.

 

3 1..Особенности выставления отметок.

3.1.1.  Обучающимся 1 класса бальные отметки не выставляются.

3.1.2.  Отметка для контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков начинает применяться со 2 класса.

 

3.2.   Задачи школьной отметки.

3.2.1.   Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.

3.2.2.   Отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителями.

3.3.       Принципы выставления школьной отметки.

3.3.1.    справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее.

3.3.2.   Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

3.3.3.   Доступность и понятность информации, возможность проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы об учебных достижениях обучающихся.

 

3.4.   Критерии выставления отметок.

3.4.1.  Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания- полнота знаний, их обобщенность и системность.

3.4.2.  Полный ответ.

3.4.3.  правильный, но неполный или неточный ответ.

3.4.4.  Неправильный ответ.

3.4.5.  нет ответа.

 

3.4.2. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество.

-  грубые ошибки - однотипные ошибки,

-  негрубые,

-  недочеты.

3.5.   Шкала отметок.

3.5.1.В школе принята бальная система отметок: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3»- удовлетворительно», «2» - неудовлетворительно.

 

3.5.2. отметку «5» получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе., допускается один недочет,, представляющий собой связное логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения,  применяет знания на практике, приводит собственные примеры.

3.5.2.Отметку «4» получает обучающийся , если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы ( правильный, но не совсем точный ответ).

3.5.3. Отметку «3» получает обучающийся, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты, в основном, соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочетов (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

3.5.4. Отметку «2» обучающийся получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки .

3.6.Виды отметок.

3.6.1. Отметки, выставляемые обучающемуся  подразделяют на:

•        Текущие- отметки, выставляемые учителем в классный журнал и дневник на уроке в течение учебного года во 2 -9 классах.

•        Четвертные- отметки, выставляемые учителем в классный журнал и дневник по итогам учебной четверти во 2-9 классах. Единственным фактическим материалом для выставления четвертной отметки является совокупность всех полученных обучающимся в течение учебной четверти и имеющихся в классном журнале текущих отметок.

•        Годовые -отметки, выставляемые учителем в классный журнал и дневник по итогам учебного года во 2-9 классах. Единственным фактическим материалом для выставления годовой отметки является совокупность всех полученных обучающимся четвертных (полугодовых) отметок.

•        Порядок выставления экзаменационных отметок и итоговых отметок, подлежащих записи в аттестат об основном общем образовании по окончании 9 класса соответственно регламентируется нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ.

 

3.7.Текущая отметка.

3.7.1.   Текущую  отметку выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе.

3.7.2.   Учитель имеет право выставить текущую отметку за:

 

 

·       устный ответ обучающегося с места или у доски;

·       выполненное и предъявленное обучающимся письменное домашнее задание;    

·        предложенное обучающемуся на уроке или на дополнительном занятии

письменное задание из состава домашнего задания на данный урок, в том случае, если обучающийся отказывается на этом уроке предъявить выполненное домашнее задание;

·       письменную классную работу, выполненную в рабочей тетради;

·       самостоятельно выполненное задание (самостоятельную работу, работу по карточке и т.д.), продолжительность выполнения которого не должна превышать 25 мин. и не должна быть менее 10 минут;

·       словарный диктант, математический диктант и т.д. предметные диктанты и задания, продолжительность выполнения и оформления записи которых должна быть достаточной для каждого обучающегося;

·       сообщение (реферат, доклад, презентация) выполненное дома;

·       домашнее сочинение;

·       аудирование.

Такая текущая отметка должна быть выставлена учителем в классный журнал и дневник обучающегося непосредственно на данном уроке, за исключением случаев, когда необходима проверка письменной работы, сообщения домашнего сочинения. Проверка указанных письменных работ, за исключением домашнего сочинения, должна быть осуществлена учителем в течение двух дней, следующих за днем сдачи этих работ, после чего отметка должна быть выставлена учителем в классный журнал и дневник обучающегося.

3.7.3. Учитель обязан выставить текущую отметку за предусмотренные тематическим планированием предмету мероприятия, во время проведения которых присутствует обучающийся как то:

·         контрольная работа;

·         проверочная работа,

·         сочинение;

·         изложение;

·         диктант

·         лабораторная работа

·         практическая работа

·         контроль темпа чтения.

Если за данный вид работы учащиеся получили более 25%

неудовлетворительных отметок, то учитель обязан отработать тему на следующем уроке с учащимися, показавшими низкий результат.

3.7.5. Учитель обязан предоставить учащемуся, отсутствующему на предыдущем уроке по уважительной причине, право получить консультацию по конкретным вопросам, заданным обучающимся.

3.7.6.  Учитель имеет право обязать обучающегося выполнить пропущенную им работу, из указанных в п. 2.4. настоящего Положения, во время дополнительных занятий по предмету или на другом уроке,  на котором присутствует обучающийся.

3.7.7.  Текущая отметка за работы, указанные в п. 3.4. настоящего Положения и домашнее сочинение должна быть выставлена учителем в классный  журнал и дневник учащегося не позднее, чем через четыре дня после их проведения.

3.7.8.    Учителю категорически запрещается выставлять текущую отметку за:

•        поведение на уроке или на перемене;

•        отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов;

•        работу, которую обучающийся не выполнял в связи с отсутствием на уроке, на котором эта работа проводилась;

 

3.8.Четвертная, полугодовая, годовая отметки.

 

3.8.1.     Четвертную, (полугодовую) годовую отметки выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе.

3.8.2.  За две недели до окончания четверти, учитель информирует кл. рук.  о предварительных отметках.

3.8.3.  Кл. рук. на основании предварительных данных должен скорректировать совместно с учителем итоговую успеваемость учащихся.

3.8.4.    По итогам четверти выставляются отметки по всем предметам учебного плана, на изучение которых отводится не менее 68 часов в год, остальные предметы могут оцениваться по полугодиям на основании соответствующего решения педагогического совета.

3.8.5.  Для объективной аттестации обучающихся по итогам четверти необходимо не менее трех отметок при  одно-двух часовой недельной учебной нагрузке по предмету и не менее 5-7 отметок при учебной нагрузке более двух часов в неделю.

3.8.6.  Для объективной аттестации обучающихся по итогам полугодия необходимо не менее 5 отметок при одно-двух часовой недельной учебной нагрузке по предмету и не менее 7 - при учебной нагрузке более двух часов в неделю.

3.8.7.    Выставление отметок по предмету должно быть своевременным и равномерным в течение четверти. Не аттестован по предмету обучающийся может быть только в случае отсутствия необходимого количества отметок при условии пропуска им более 2/3 учебного времени.

3.8.8.  Четвертная (полугодовая) и годовая отметки по предмету выставляется учителем в кл. журнал за три урока до окончания учебного периода (четверти, полугодия, года), но не позднее, чем за четыре календарных дня до первого дня каникул.

3.8.9.  Учитель, выставивший неудовлетворительную отметку, обязан предоставить график занятий с этим учеником, во время каникул с последующим отчетом о проведенных занятиях. Кл. руководитель обязан информировать родителей о расписании занятий на каникулах.

3.8.10.  четвертные (полугодовые) годовые отметки выставляются в дневники обучающихся кл. руководителем. Дневники выдаются на руки обучающимся в последний учебный день учебного периода во время классного часа.

 

3.8.11.  Четвертная отметка выставляется обучающимся 2-9 классов как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период учебного полугодия по данному предмету.

 

3.8.12.   Годовая отметка по предметам выставляется обучающимся 2-9 классов как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимся по данному предмету.

 

3.8.13.   Итоговые отметки по предметам , которые выносятся на переводную аттестацию и ГИА-9 класс, выставляются по решению экзаменационной комиссии В случае расхождения годовой и экзаменационной отметок на один балл итоговая отметка выставляется по решению экзаменационной комиссии; в случае расхождения годовой и экзаменационной отметок на два балла, итоговым становится среднеарифметический балл. Итоговая отметка может быть выше экзаменационной , если более высокая отметка была поставлена за год.

3.8.14.  Обучающиеся на ступени начального общего, основного общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность ( отметку «2» или «н/а») по одному предмету , переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.

3.8.15.  Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведённые в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей ( законных представителей) оставляются на повторное обучение.

 

4. Формы и сроки контроля.

4.1.    Школа определяет следующие формы контроля: вводный контроль, текущий контроль, периодический контроль, промежуточный полугодовой и промежуточный годовой контроль, государственная (итоговая) аттестация.

4.2.   Сроки контроля и ответственные.

 

      Формы контроля                            Сроки                                Кто проводит контроль

Вводный

Сентябрь

Администрация школы, учитель

Текущий

По четвертям 1,3

Учитель

Промежуточный

Декабрь

Администрация школы

полугодовой

 

 

Годовой

Апрель-май

Администрация школы

 

 

5. Ответственность учителей, администрации школы и родителей (законных представителей) обучающихся, разрешение спорных вопросов.

5.1.   Все учителя школы несут дисциплинарную ответственность за неукоснительное исполнение настоящего Положения, а администрация осуществляет контроль за оценочной сферой деятельности педагогического коллектива, принимает все меры к разрешению спорных и конфликтных ситуаций , считая безусловным приоритетом законные интересы обучающегося.

5.2.   Все учителя несут дисциплинарную ответственность за своевременность информирования родителей (законных представителей) обучающихся о текущей успеваемости обучающихся на родительском собрании , приглашая родителей в школу, либо обращаясь к ним письменно по почте.

5.3.   В случае выставления неудовлетворительной четвертной (полугодовой) отметки учитель обязан принять меры по оказанию помощи обучающемуся в освоении учебной программы в течение следующей учебной четверти ( полугодия).

5.4.   Родители учащихся обязаны присутствовать на родительских собраниях, постоянно контролировать текущую успеваемость своего ребенка и создавать все необходимые условия для качественного и своевременного выполнения им домашнего задания по предмету и подготовки к урокам, обеспечить контроль за посещением им дополнительных занятий и ликвидации задолженности по предмету.

5.5.   В случае несогласия с текущей отметкой за письменную работу родители обучающегося имеют право письменно обратиться к директору школы с просьбой о проверке её объективности.

5.6.   Директор школы издает распоряжение о создании комиссии по проверке объективности выставленной текущей отметки за письменную работу. Комиссия в присутствии родителей проводит проверку объективности выставления отметки и принимает решение об изменении (оставлении без изменения).

Приложение: №1. «Положение о порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых отметок»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

5

4

5

4

4

5

5

4

4

4

 

 

 

 

4

4

5

5

5

4

5

4

5

5

4

3

4

3

4

4

4

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

3

4

4

4

3

3

4

4

3

4

4

3

4

3

3

2

2

3

2

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

2

2

3

3

2

3

3

2

3

1 полугодие

2 полугодие

Годовая

 

 

5

4

4

 

 

4

5

5

 

 

4

3

3

 

 

3

4

4

 

 

2

3

3

 

 

3

2

2