Skip to main content

Работа школы по профилактике безнадзорности и правонарушений

 

 

Работа школы

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

    На сегодняшний день темпы роста безнадзорности и преступности в подростковой среде таковы, что требуют немедленного принятия серьезных мер со стороны всех слоев общества, и в первую очередь, властных структур и общественных организаций.

Основными факторами, влияющими на ухудшение ситуации в данном вопросе,  являются: понижение жизненного уровня населения, рост безработицы, пьянства, числа матерей-одиночек, ослабление внимания к проблемам воспитания и образования. Усугубляют положение закрытие домов творчества, резкое падение числа спортивных школ и учебных заведений, направленных на творческое развитие детей.

В МОУ «Оленьковская ООШ» работа   ведётся согласно Федеральным Законам Российской Федерации «Об Образовании»,  «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно Конвенции ООН о правах ребёнка.

Создана определённая система работы по профилактике правонарушений и преступлений. Работа  с детьми группы «риска» ведётся в двух направлениях:

1.    Активная работа с семьями.

2.    Непосредственно  с ребёнком.

              Вопросы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетними  заслушиваются и рассматриваются на совещании педагогического коллектива; МО классных руководителей, на заседаниях общешкольного родительского комитета.

·                                            Осуществляются совместные рейды  классных руководителей, администрации школы в неблагополучные семьи и в семьи детей группы «риска».

Ведется работа с детьми, пропускающими занятия без уважительных причин. Принятые меры профилактического характера к подросткам, пропускающими занятия без уважительных причин, не допускают     отсева детей.

 

  • Анализируются справки – информации из ОВД по несовершеннолетним, совершившим различного рода  правонарушения.
  • Составляется картотека по детям, требующим особого педагогического внимания, стоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН; составлена картотека на детей социального риска, безнадзорных детей.
  • Изучаются психологические и возрастные особенности этих детей, условия их жизни, изучаются и по мере возможности устраняются негативное влияние соц. среды на данную группу детей, прогнозируются процессы коррекции поведения и дальнейшего развития ребёнка.
  • Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми группы риска и детьми, находящимися в социально – опасном положении (администрацией школы).

 

Параллельно ведётся работа и по отношению к самому ребёнку,  относящемуся к «группе риска»:

  • На каждого ребёнка заведена карта персонального учёта, в которой отражается профилактическая работа, проводимая администрацией школы, классным руководителем с детьми,  требующих особого  педагогического и социального внимания (состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН), многодетных и малообеспеченных детей.
  • Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми данной группы (инспектором ОППН, администрацией школы);
  • совместные посещения неблагополучных семей на дому классными руководителями, администрацией школы.
  • Проводится «День правовых знаний», где детям даются первоначальные правовые знания.

Вся  выше перечисленная  работа ведёт к уменьшению  числа совершаемых преступлений учащимися школы, но требует тщательной профилактической работы в отношении правонарушений.

Одним из важных направлений в работе школы по профилактике преступлений и правонарушений учащимися школы – это  организация их содержательного досуга: работа кружков, спортивных секций.

Профилактическая работа осуществляется через:

·организацию каникулярного отдыха детей;

·профориентационную работу

В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобретает особое значение. Каникулы составляют часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

В период краткосрочных каникул в школе организуется:

Ø  Лагерь с дневным пребыванием для детей и подростков;

Ø  Кружки и секции ;

- Отряд «Турист»

Если проанализировать за последние три года социальный состав воспитанников  задействованных в каникулярном отдыхе, то школа старается привлечь  детей из категории группы  « риска», тем самым, решая вопросы занятости и социализации детей и подростков данной категории.

 Социальный состав воспитанников

 

Категории воспитанников

2010-2011 (%)

2011-2012 (%)

2012-2013(%)

- Из многодетных семей

-из социально-незащищенных семей,

-из числа детей – сирот,

- из числа детей, лишенных опеки родителей,

- из числа семей одиноких родителей,

- детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды),

- детей из семей, оказавшихся в социально – опасном положении,

Состоящих на учете в милиции,

Состоящих на учете в школе,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если рассматривать правонарушения в школе совершенные 2011 года, то можно сказать, что уменьшение правонарушений напрямую связано с занятостью детей и подростков. Детей группы риска всегда тяжело вовлечь в социально-значимую деятельность. Поэтому для них  в каникулярное время всегда работают кружки и секции.

В течение летних каникул привлекаются учащиеся группы «риска», ребята из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей.

Правонарушения в школе

 

2010-2011

2011-2012

2012-2013

 

Количество детей, обучающихся в учреждении (чел.)

32

30

29

 

Из них совершили правонарушение

1

---

-----

 

Снято с учета в ПДН

-----

-----

------

 

 

Таким образом, охват детей в каникулярное время составил:

КАНИКУЛЫ

ОХВАТ ДЕТЕЙ

2010-2011 (%)

 2011-2012 (%)

2012-2013 (%)

Зимние

     

Весенние

     

Летние

     

Осенние

     

Организованный отдых – это не только оздоровление и форма досуга, но и эффективное средство профилактики дезадаптивных форм поведения детей, безнадзорности в период каникул, а каникулярное время особенно благоприятно для предоставления детям необходимой психологической и социальной помощи.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

Ø  Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников  в условиях поселка;

Ø  Необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

Ø  Модернизацией старых форм работы и введение новых;

Ø  Необходимостью  использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задачи программы.

            Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания.

Традиционно, каждый год в школе проводится День правовых знаний. В этот день на переменах и после уроков организуются мероприятия, которые помогают учащихся уйти от ошибок (встречи в юристами, деловые игры:, «Наши обязанности», «Устав школы», «О чем говорит нам Конвенция ООН», «Как уйти от беды» и т.д.

В настоящее время  важнейшим составляющим физического и психического  здоровья детей является сохранение и его укрепление.

          В школе разработана программа «Здоровье», целью которой является объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации. В данная программа направлена:

1.            Профилактическую работу с родителями:

·   организация «родительских университетов»;

·   предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию;

·   оказание помощи семье в конфликтных ситуациях

2.            Воспитательно-педагогическую работу с детьми:

·   создание в школе воспитательной системы, направленной на пропаганду здорового образа жизни;

·   методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков;

·   разработка и внедрение общешкольных  антинаркотических мероприятий;

·   создание условий для саморазвития и самореализации личности

 

3.            Осуществление мероприятий по раннему выявлению детей группы «риска».

        Используются все формы и методы профилактической работы, которые направлены на активное участие самих подростков, что поможет им сознательно регулировать свои поступки, учитывать интересы других людей, ориентироваться в современной жизни, что приведет и к профессиональному самоопределению, сформирует здоровый образ жизни.

В этой связи большое  внимание уделяется профилактической работе. В школе проводятся встречи с врачом – педиатром, врачом – наркологом, организуется ежегодно месячник «Мы за здоровый образ жизни», «Ярмарка здоровья – В здоровом теле, здоровый дух». «Мы выбираем жизнь», конкурсы и акции: «Молодежь против наркотиков!», «Поменяй сигарету на конфету», «Против вредных привычек боремся вместе».

В результате совместной и комплексной работы всего школьного коллектива с учащимися и их родителями  дала положительные результаты по следующим направлениям.

·   Безнадзорность и правонарушение:

-   повышение правовых знаний учащихся и их родителей;

-   усиление ответственности родителей за воспитание своих детей и их поведение;

-   снижение правонарушений среди подростков.

·   Наркотические и другие зависимости:

-   формируются знания детей и родителей о последствиях нарко- и других зависимостей:

-    учащиеся обучаются навыкам отказа от нарко- и других токсических веществ.

·   Табакокурение:

-   проводятся образовательно-профилактической работы по отказу от курения;

-   снижено количество учащихся от табакозависимости;

-   оказывается помощь учащимся правильно организовать свое свободное время.

 

·   Право и ответственность:

-   формируются правовые знания учащихся и их родителей;

-   повышается ответственность родителей за воспитание своих детей;

-   формируется активная гражданская позиция.

·   Профориентация:

-   Учащиеся знакомятся с Трудовым кодексом Российской Федерации, правами 16-летних подростков при оформлении их на работу;

-   проведение своевременной профориентации позволяет рано ориентировать детей на выбор профессии;

-   ранний выбор профессии снижает правонарушения, расширяет кругозор по выбору предметов, необходимых в будущем  для профессиональной карьеры;

·   Милосердие:

-   профилактика агрессивных проявлений среди учащихся к лицам других национальностей;

-   формируются толерантные качества ребенка позволяет снизить уровень правонарушений;

-   формируется терпимое отношение к инвалидам, к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

·   Здоровый образ жизни:

-   профилактика физических и эмоциональных отклонений в здоровье учащихся;

-   формируется у родителей и детей представления о ЗОЖ;

-   развивается творческий потенциал учащихся, которые помогут создать защиту от потока вредной информации и других источников, уберегут детей от употребления табако-нарко и других веществ, убивающих молодой организм, снизят правонарушения и социально адаптироваться в современной жизни.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Оленьковская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа утверждена

на методическом объединении

классных руководителей

сентябрь  2012 года

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

 

Название: Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав «Мы вместе».

Реализация программы - реализуется в МОУ «Оленьковская ООШ»

 

Сроки реализации программы: 2012– 2016 учебный год

 

 

Глава 1. Обоснование программы

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту приступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и здоровья детей.

Поэтому первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей.

Практическая реализация государственной социальной политики в отношении детей. Началось формирование законодательной и нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. (Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»). В Конституции РФ и Конвенции ООН о правах ребенка устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов детей.

На сегодняшний день, наблюдается рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних,  идет рост неблагополучных семей, по-прежнему растет число детей – сирот. Основными причинами являются:

1.                     Не введены альтернативные формы наказания для подростков, совершивших правонарушения и преступления;

2.                     Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защите их прав.

3.                     Отсутствие родительской заботы о детях.

4.                     Алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, психические расстройства родителей.

Данная программа направлена на воспитание в обществе чувства ценности ребенка и изменения отношения к ребенку в семье.

 

Глава 2. Цели и задачи программы профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения:

 

Цель программы:    укрепление и  развитие    основ   комплексного   решения   проблем профилактики безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних,  защиты   их прав,    социальной    реабилитации   и    адаптации.
       В  соответствии с программной целью определены основные  задачи реализации программы:

 

·         Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности

·         Повышение уровня воспитательно-профилактической работы в школе с подростками через  взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних.

·         Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.

·         Привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

·         Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы

·          Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков « группы риска» в каникулярное время.

·         обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

 

Глава 3. Перечень основных мероприятий:

 

3.1. Организационные мероприятия:

 

  • проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям
  • систематическая работа со списками и картотекой « трудных» учащихся
  • участие в проведении операции «подросток», в проведении «Дней права» совместно с ПДН
  • своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся

 

3.2. Работа с учащимися:

  • изучение Конвенции  ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в школе
  • охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года
  • организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических веществ
  • организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми , подростками, родителями и педагогами
  • проведение вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.

 

3.3. Работа с семьей:

·         выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. Работа с ними.

  • организация консультаций специалистов-психологов, педагогов, медиков для родителей.
  • организация тематических встреч родителей с работниками правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения

 

3.4. Правовое воспитание учащихся:

·         проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся

·         разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог.

·         проведение тематических бесед по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву.

 

4.Организация системы профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков

 

 

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки

Ответственный

Организационно-административная работа

 

1.

Ведение картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих на учете в ИДН

 

Классные руководители

       

3.

Организация совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, участковым инспектором ИДН.

 

Администрация

4.

Отчеты классных руководителей по проведенной работе с «трудновоспитуемыми» учащимися и их семьями

1 раз в четверть

Классные руководители Администрация     

5.

Контроль за пропусками занятий учащимися

Ежедневно

Классные руководители Администрация

6.

Проведение рейдов «подросток»

Каждая первая неделя месяца

Администрация Классные руководители Представители родительского комитета школы

7.

Создание ситуаций успеха для учащихся с пониженными учебными способностями

 

 

 

 

 

 

Учителя-предметники

Классные руководители

Работа с учащимися

 

1.

Проведение бесед правовых знаний, с привлечением к участию в них педагогически запущенных детей

Ежегодно

Кл.рук

2.

Организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, прокуратуры и медицинскими работниками

 

Администрация

3.

Изучение склонностей и интересов «трудновоспитуемых» учащихся и привлечение их к деятельности по интересам

 

Классные руководители Руководители

 кружков

4.

Организация досуга подростков с привлечением педагогически запущенных детей к подготовке и проведению мероприятий

 

Классные руководители

5.

При планировании воспитательной работы школы, класса уделять больше внимания мероприятиям морально-нравственной направленности

 

Классные руководители.

 

 

Глава 5 Ожидаемые результаты

    Переход школы в режим адаптивного развития, где будут учитываться возможности и особенности различных групп обучающихся и воспитанников, где произойдет становление и развитие личности в многообразии его способностей, имеющих общественную ценность.

Ученик получит определенную систему знаний, умений и навыков, сформирует свои убеждения, выработает привычки, нормы и правила поведения. В корне изменится практика воспитания ребенка, его методологическая основа. На смену социометрического и авторитарного по характеру подхода к построению процесса воспитания придет парадигма гуманистического, личностно-ориентированного обучения и педагогическая поддержка. Приоритетом в обучении и воспитании должны стать жизнь, здоровье школьника и его свободное развитие. Итогом работы над программой станет:

 

  •  повышение социального статуса воспитания в системе образования,

 

  •   психолого-педагогическая, медицинская, правовая поддержка и реабилитация детей и неблагополучных семей,

 

  •  контроль над школьниками с девиантным поведением и неблагополучными семьями,

 

  •  организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних,

 

  •  проведение исследовательской работы: наблюдений, мониторинга, диагностики регулирования и коррекции,

 

  •   введение здоровьесберегающих технологий и дисциплин, направленных на развитие правовых знаний и здорового образа жизни.

 

.