Skip to main content

Система работы школы с родителями

 

Система работы педагогического коллектива школы с родителями


     Необходимость данной системы в работе педагогического коллектива с родителями вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:

·         отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров;

·         разрушение традиционных ориентиров;

·         низкий уровень жизни;

·         сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения.

Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде.

В связи свыше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей.

Педагогами нашей школы разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями школьников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике  девиантного  поведения и правонарушений.

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Исходя из выше сказанного, определяются цели, задачи, организационно-педагогические основы системы работы педагогического коллектива школы с родителями.

Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел педагогов, родителей и детей.

 

 

Задачи:

·         Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

·         Организация совместных дел.

·         Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Формы работы с родителями:

Изучение семей обучающихся:

·         пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

·         диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

·         пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

·         психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

·         индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

·         родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком”.

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

·         родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;

·         встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности: младших школьников, подростков, юношей и девушек”, “Наркомания, СПИД — признак духовно-нравственного кризиса молодежи: диагностика и профилактика”;

·         встречи Родительского комитета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”,

·         “Государственная итоговая аттестация: требования, механизм проведения, проблемы, подготовка учащихся”;

·         встреча с юристом, психологом “Профилактика правонарушений несовершеннолетних”.

Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

·         конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”,

·         мероприятия: КВНы, интеллектуальное казино: “О, счастливчик!”, ;

·         выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;

·         совместные выходы учащихся и родителей в экскурсионные и туристические поездки;

Дни открытых уроков для родителей;

·         конкурс “А ну-ка, парни!”;

·         конкурс “А ну-ка, девушки!”;

·         конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;

·         организация благоустройства и озеленения школьного двора;

·         ремонт и оформление классных кабинетов.

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

·         организация деятельности Родительского комитета;

·         разработка системы договоров между родителями и школой;

·         беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

·         обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителе                                                 

 

 

·         Методы работы с родителями:

·         наблюдение;

·         индивидуальные беседы;

·         тестирование;

·         анкетирование;

·         диагностика;

·         анализ детских рисунков и рассказов о семье;

·         метод взаимодействия;

 

 

Основные направления взаимодействия школы с семьей:

Повышение педагогической культуры родителей:

·         знакомство с современными системами семейного воспитания.

·         изучение закономерностей развития ребенка;

·         содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

·         пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни в семье:

·         организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

·         организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

·         беседы по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

Повышение правовой культуры родителей:

·         изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

·         изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

·         изучение Закона РФ “Об образовании”;

·         программа развития и воспитания детей в системе национального образования;

·         программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

   Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Формы участия родителей в управлении ОУ:

·         социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;

·         защитники прав и интересов ребенка.

 

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.