МОУ «Оленьковская ООШ»
Программа «Охрана жизни и укрепление здоровья детей».
I. Актуальность программы.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.
Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья.
II. Цель программы.
Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Мы считаем, достижение названных целей может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
III. Задачи.
1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
IV.Основополагающие приоритеты
для педагогики оздоровления школы.
1.Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2.Оздоровление – это форма развития психофизиологических возможностей детей.
3.Индивидуально-дифференцированный подход.
V. Участники программы.
§ Учащиеся
§ Классные руководители
§ Учителя – предметники
§ Родители.
VI .Функции различных категорий работников школы
в контексте реализации программы.
1. Функции медицинской службы школы:
§ Проведение диспансеризации учащихся школы
§ Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития
§ Выявление учащихся специальной медицинской группы
2. Функции директора:
§ Общее руководство реализацией программы: организация, контроль
§ Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе
§ Организация контроля уроков физкультуры
§ Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций
§ Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль
§ Организация работы классных руководителей по программе «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» и ее контроль.
§ Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
3. Функции классного руководителя:
§ Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе
§ Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний
§ Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения
§ Организация и проведение профилактической работы с родителями
§ Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами
§ Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей»
§ Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
VII. Сотрудничество школы с другими учреждениями.
Учреждение
|
Задачи и направления |
Формы взаимодействия |
Мордвесская участковая больница |
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.
|
Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь |
ГИБДД |
Предупреждение детского травматизма на дорогах.
|
Беседы, ролевые игры для учащихся. |
Повышение уровня физического здоровья детей.
|
Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования. |
VIII. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива школы.
Формы управления
|
Мероприятия по выполнению программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей»
|
1.Педагогический совет. Цель:обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни. |
-анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса. -влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам. -дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ). -эффективность уроков физкультуры. -анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся.
|
|
|
|
- |
2.Родительский комитет, работа с родителями. Цель:выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды.
|
-выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные беседы классных руководителей с родителями). -круглый стол «Здоровье наших детей». -день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья». -знакомство с традициями семьи по оздоровлению. -знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка. -день семьи «Здоровый образ жизни». -результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды.
|
|
|
3.Работа с учениками. Цель:обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни. |
-проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья. -Беседы по классам «В XXIвек без наркотиков!». -знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья. -анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»). -неделя «За здоровый образ жизни».
|
IX. План реализации
программы «Охрана жизни и укрепление здоровья»
на 2011-2016 уч. г.
I этап 2012-2013 учебный год.
Направление деятельности |
Учебно-воспитательная работа–
|
||||||
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. |
Сентябрь- ноябрь |
Учитель первого класса. |
|||||
Анализ расписания уроков (соблюдение требований СанПиНа). |
Сентябрь, январь |
Есипова Л.Н. |
|||||
Диагностика загруженности учащихся домашним заданием. |
В течение года |
Есипова Л.Н. |
|||||
Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов. |
В течение года |
Классные руководители, дежурный учитель |
|||||
Контроль за выполнением норм самообслуживания. |
Октябрь Декабрь Март |
Дежурные учителя. |
|||||
Контроль уроков физической культуры |
В течение года |
Директор |
|||||
Контроль за правильным использованием ТСО |
Ноябрь Февраль |
директор |
|||||
Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций. |
В течение года |
Анисимов В.П. |
|||||
Направление деятельности |
Диагностическая работа– комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
|
||||||
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп. |
Сентябрь
|
Кл. руководители |
|||||
Введение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. |
Постоянно
|
Кл. рук.
|
|||||
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). |
Октябрь-март |
Есипова Л.Н. |
|||||
|
|||||||
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. |
Постоянно
|
Кл. руководители |
|||||
Систематический анализ состояния здоровья детей, отслеживание типичных отклонений. |
В течение года |
Кл. рк.
|
|||||
Введение наглядной информации о показателях здоровья детей в ОУ (компьютерный банк данных). |
Постоянно
|
Кл. рук.
|
|||||
Направление деятельности |
Профилактическая и коррекционная работа– предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников. |
||||||
Раздел 1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
|
|||||||
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
Ответственные |
|||||
Эстетическое оформление класса и школы. |
В течение года |
Совет старшеклассников |
|||||
Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация. |
В течение года |
Малышкин И.А. |
|||||
Контроль за состоянием рабочей мебели |
Ноябрь февраль |
Малышкин И.А. |
|||||
Систематическое обеспечение ОУ лампами электроосвещения всех типов, моющими и чистящими средствами. |
В течение года |
Директор
|
|||||
Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) |
Ноябрь-декабрь |
Николаева Н.Г.
|
|||||
Контроль за питьевым режимом
|
ежедневно |
Николаева Н.Г. |
|||||
Раздел 2. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.
|
|||||||
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся, |
По графику |
Мордвесская участковая больница
|
|||||
Плановая диспансеризация педагогов. |
По графику |
Венёвская ЦРБ |
|||||
Обеспечение и организация профилактических прививок детей. |
В течение года |
Мордвесская УБ
|
|||||
|
|||||||
Ознакомление коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации |
Январь Май
|
Мордвесская УБ
|
|||||
Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы |
В течение года |
Кл. рук. |
|||||
Раздел 3. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
|
|||||||
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Работа спортивных кружков и секций
|
Постоянно
|
Анисимов В.П.. |
|||||
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры |
В течение года |
Учитель физкультуры |
|||||
Подвижные перемены с использованием спортивного зала, |
В течение года |
Учителя физкультуры |
|||||
Организация школьных спортивных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях. |
В течение года |
Учителя физкультуры |
|||||
Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий, походов. |
В течение года |
Учителя физкультуры Кл. руководители |
|||||
Раздел 4. Профилактика травматизма.
|
|||||||
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Занятия по ПДД (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы) |
В течение года |
Кл. рук.. |
|||||
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Мир вокруг нас» |
В течение года |
Учитель ОБЖ, учитель начальных классов |
|||||
Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. |
сентябрь |
Есипова Л.Н.. |
|||||
Статистика и анализ случаев травматизма в школе.
|
В течение года |
Кл. рук. |
|||||
Организация и проведение операции «Внимание, дети!» |
август-сентябрь |
Кл. рук. |
|||||
Направление деятельности |
Информационно-просветительская работа– пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация.
|
||||||
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
|||||
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и «Мир вокруг нас» |
В течение года |
Учителя ОБЖ, Учитель начальных классов |
|||||
Тематические классные часы |
В течение года |
Кл. руководители |
|||||
Тематические родительские собрания |
В течение года |
Кл. руководители |
|||||
Встречи с наркологом |
В течение года |
медсестра |
|||||
Организация тематической недели «За здоровый образ жизни» |
Декабрь
|
Анисимов В.П. |
|||||
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение Дней здоровья. |
В течение года |
Учитель физической культуры. |
|||||
Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья, воспитание учащихся личным примером учителей. |
В течение года |
Учитель физической культуры. |
|||||
Организация цикла бесед по вопросам здорового образа жизни.
|
В течение года |
Кл. рук.
|
|||||
X.Предполагаемые результаты.
ØСоздание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
ØФормирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
ØУчастие в районных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;
ØПовышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.
Заключение.
Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» за 2013-2014 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом Успешность осуществления программы будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.