Skip to main content

Программа "Охрана жизни и укрепления здоровья детей"

 

МОУ «Оленьковская ООШ»

 

Программа «Охрана жизни и укрепление здоровья детей».

 

I. Актуальность программы.

 

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа.

         По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.

         Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья  оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья.

 

II. Цель программы.

 

      Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Мы считаем, достижение названных целей может быть достигнуто  с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

         Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    

 

 

 

 

III. Задачи.

 

1.     Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2.     Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3.     Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.

4.     Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

5.     Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

IV.Основополагающие приоритеты

для педагогики оздоровления школы.

 

1.Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2.Оздоровление – это форма развития психофизиологических возможностей детей.

3.Индивидуально-дифференцированный подход.

        

V. Участники программы.

§  Учащиеся

§  Классные руководители

§  Учителя – предметники

§  Родители.

 

VI .Функции различных категорий работников школы

в контексте реализации программы.

1.     Функции медицинской службы школы:

§  Проведение диспансеризации учащихся школы

§  Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития

§  Выявление учащихся специальной медицинской группы

2.     Функции директора:

§  Общее руководство реализацией программы: организация, контроль

§  Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе

§  Организация контроля уроков физкультуры

§  Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций

§  Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль

§  Организация работы классных руководителей по программе «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» и ее контроль.

§  Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

3.     Функции классного руководителя:

 

§  Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе

§  Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний

§  Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения

§  Организация и проведение профилактической работы с родителями

§  Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами

§  Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей»

§  Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

VII. Сотрудничество школы с другими учреждениями.

 

 

Учреждение

 

 

Задачи и направления

 

Формы взаимодействия

Мордвесская участковая больница

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

 

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма на дорогах.

 

Беседы, ролевые игры для учащихся.

     
 

Повышение уровня физического здоровья детей.

 

Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.

 

 

 

 

VIII. Здоровьесберегающая деятельность  педагогического коллектива школы.

 

 

Формы управления

 

 

Мероприятия по выполнению программы

«Охрана жизни и укрепление здоровья детей»

 

 

1.Педагогический совет.

Цель:обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни.

 

-анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.

-влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам.

-дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ).

-эффективность уроков физкультуры.

-анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся.

 

 

 

 

 

 

-

 

2.Родительский комитет, работа с родителями.

Цель:выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды.

 

 

 

-выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные  беседы классных руководителей с родителями).

-круглый стол «Здоровье наших детей».

-день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья».

-знакомство с традициями семьи по оздоровлению.

-знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка.

-день семьи «Здоровый образ жизни».

-результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды.

 

 

 

 

3.Работа с учениками.

Цель:обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

 

-проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья.

-Беседы по классам      «В XXIвек без наркотиков!».

-знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья.

-анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»).

-неделя «За здоровый образ жизни».

 

 

 

IX. План реализации

программы «Охрана жизни и укрепление здоровья»

на 2011-2016 уч. г.

I этап 2012-2013 учебный год.

 

Направление деятельности

 

Учебно-воспитательная работа

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям.

Сентябрь-

ноябрь

Учитель

первого  класса.

Анализ расписания уроков (соблюдение требований СанПиНа).

Сентябрь,

 январь

Есипова Л.Н.

Диагностика загруженности учащихся домашним заданием.

В течение

года

Есипова Л.Н.

Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

В течение

года

Классные

руководители,

дежурный учитель

     

Контроль за выполнением норм самообслуживания.

Октябрь

Декабрь

Март

Дежурные учителя.

Контроль уроков физической культуры

В течение

года

Директор

Контроль за правильным использованием ТСО

Ноябрь

Февраль

директор

Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций.

В течение

года

Анисимов В.П.

Направление деятельности

 

Диагностическая работа– комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп.

Сентябрь

 

Кл. руководители

Введение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.

Постоянно

 

Кл. рук.

 

     

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

Октябрь-март

Есипова Л.Н.

     
   

 

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

Постоянно

 

Кл. руководители

     

Систематический анализ состояния здоровья детей, отслеживание типичных отклонений.

В течение года

Кл. рк.

 

Введение наглядной информации о показателях здоровья детей в ОУ (компьютерный банк

данных).

Постоянно

 

Кл. рук.

 

Направление

деятельности

Профилактическая и коррекционная работа– предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников.

 

Раздел 1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

 

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

     

Эстетическое оформление класса и школы.

В течение года

Совет старшеклассников

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.

В течение года

Малышкин И.А.

Контроль за состоянием рабочей мебели

Ноябрь

февраль

Малышкин И.А.

Систематическое обеспечение ОУ лампами электроосвещения всех типов, моющими и чистящими средствами.

В течение года

Директор

 

     
     

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

Ноябрь-декабрь

Николаева Н.Г.

 

Контроль за питьевым режимом

 

ежедневно

Николаева Н.Г.

 

Раздел 2. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся,

По графику

Мордвесская участковая больница

 

Плановая диспансеризация педагогов.

По графику

Венёвская ЦРБ

Обеспечение и организация профилактических  прививок детей.

В течение года

Мордвесская УБ

 

   

 

Ознакомление коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации

Январь

Май

 

Мордвесская УБ

 

Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В течение года

Кл. рук.

 

Раздел 3.   Организация  физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работы.

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Работа  спортивных кружков и секций

 

Постоянно

 

Анисимов В.П..

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года

Учитель   физкультуры

Подвижные перемены с использованием спортивного зала,

В течение года

Учителя физкультуры

Организация школьных спортивных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях.

В течение года

Учителя физкультуры

Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий, походов.

В течение года

Учителя физкультуры

Кл. руководители

 

Раздел 4.  Профилактика травматизма.

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Занятия по ПДД (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы)

В течение года

Кл. рук..

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и

«Мир вокруг нас»

В течение года

Учитель ОБЖ,

учитель начальных классов

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

сентябрь

Есипова Л.Н..

Статистика и анализ случаев

травматизма в школе.

 

В течение года

Кл. рук.

Организация и проведение операции «Внимание, дети!»

август-сентябрь

Кл. рук.

Направление

деятельности

 

Информационно-просветительская работа– пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация.

 

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и «Мир вокруг нас»

В течение

года

Учителя ОБЖ,

Учитель начальных классов

Тематические классные часы

В течение

года

Кл. руководители

Тематические родительские собрания

В течение

года

Кл. руководители

Встречи с наркологом

В течение

года

медсестра

Организация тематической недели

«За здоровый образ жизни»

Декабрь

 

Анисимов В.П.

     
     

Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение Дней здоровья.

В течение

года

Учитель физической культуры.

Использование наглядной  агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья, воспитание учащихся личным примером учителей.

В течение

года

Учитель физической культуры.

Организация цикла бесед по вопросам здорового образа жизни.

 

В течение

года

Кл. рук.

 

               
 

 

 

X.Предполагаемые результаты.

 

ØСоздание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;

ØФормирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

ØУчастие в районных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;

ØПовышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.

 

Заключение.

Данная программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» за 2013-2014 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом Успешность осуществления программы будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.