Skip to main content

Образовательная программа на 2015/2019 уч.г.

 

        

«Утверждаю»

Директор МОУ «Оленьковская ООШ»

______           Малышкина Г.П.                                    Принята

                                                                                 решением педагогического

                                                                                 совета

                                                                                 Протокол №1

                                                                                      30.08.2015 года

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

основного общего образования

на 2015 /2019 годы

                                                     

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ОЛЕНЬКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ   ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура образовательной программы.

1.     Характеристика школы.

1.1.         Общие сведения о школе.

1.2.         Контингент учащихся.

1.3.         Кадровый состав (педагогический).

1.4.         Режим работы.

1.5.         Состояние материально-технической базы.

1.6.         Особенности управления школой.

2.     Принципы образовательной политики школы.

3.     Аналитическое обоснование программы.

3.1.         Состояние здоровья учащихся.

3.2.         Характеристика социального статуса семей учащихся.

3.3.         Воспитательная работа с учащимися.

3.4.         Результативность работы.

3.5.         Особенности дополнительного образования.

3.6.         Социализация, адаптация и самоопределение выпускников.

4.     Противоречия и проблемы, сдерживающие развитие школьников, подходы к их решению.

5.     Цели и задачи образовательного учреждения.

5.1.         Модель выпускника на разных ступенях образовательного процесса.

6.     Учебный план школы на 2015-2016 учебный год.

6.1.         Пояснительная записка к учебному плану на 2015-2016учебный год.

6.2.         Учебный план МОУ «Оленьковская ОШ» на 2015-2016 учебный год.

6.3.         Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

6.4.         Дополнительное образование (кружки)

7.     Прогнозируемый педагогический результат.

8.     Мониторинг образования.

9.     Управление реализацией программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                Характеристика школы

1.1. Общие сведения о школе.

Муниципальное образовательное учреждение «Оленьковская основная общеобразовательная школа» п. Оленьковский Тульской области, сокращенное название МОУ «Оленьковская ООШ» функционирует с 01.09.2012 г. в результате реорганизации МОУ «Оленьковская СОШ» в  МОУ «Оленьковская ООШ»

 История школы уходит далеко в прошлое:

 С 1938 по 1945   годы она была начальной,

с 1964 по 2012 г –средняя,

с 01.09.2012 г – основная.

 Жизнь школы за эти годы, как в зеркале, отразила историю нашей Родины: в ней годы созидания и годы перестроек. Сколько замечательных людей выпустила в жизнь наша школа. Встречи с выпускниками каждый  раз показывают, каких высот достигли наши учащиеся. Чтобы не прерывалась связь поколений, мы накапливаем материал по истории школы. Нам есть,  кем гордиться.

За это время школа неоднократно переименовывалась, многое менялось, но лучшие традиции, заложенные в прошлом, находят отражение и в настоящее время. Школа ведёт работу в рамках воспитательной темы «Родной край», воспитывая в детях патриотические чувства, прививая любовь к «малой родине» посредством краеведческого материала.

Школа является общеобразовательной, ориентированной на обучение, воспитание и развитие всех и каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей, склонностей путем создания в ней максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие образования и воспитания, обеспечивающее формирование гуманистически направленной личности.

Учредителем школы является администрация муниципального образования Венёвский район Тульской области в лице комитета по образованию.

Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, договором с учредителем, Уставом школы.

Школа имеет лицензию А № 0027768, регистрационный номер   0415/01492 от 10 июня 2004г.  на осуществление образовательной деятельности.

Школа является муниципальным  казённым  образовательным учреждением.

 

Школа включает следующие ступени обучения: 

I ступень: начальная школа, срок обучения- 4 года;

II ступень: основная школа, 5 – 9 классы (общеобразовательные классы).

 

 

                       1.2. Контингент учащихся.

Школа основная.

В 2013 – 2014 учебном году в школе обучалось 29 обучающихся

В 2014–2015 учебном году в школе обучается 27 обучающихся

В 2015-2016 учебном году - 25  обучающихся                                            

 

Приём учащихся в 1-й класс осуществляется с 6,5 лет (локальный акт)

                      1.3. Кадровый состав (педагогический).

 

 

 

 

2013-2014

2014-2015

Текущий

 

 

%

Человек

%

Человек

%

Человек

%

 

Педагогические работники:

 

15

100

1

100

11

100

 

- штатные

 

12

93,3

12

92,8

11

92,8

 

в т. ч. руководители

 

1

19,9

1

19.9

1

7.2

 

- совместители

 

0

13.2

0

14.5

0

14.5

 

в т. ч. преподаватели вузов,                                      ССУЗов

 

----

 

----

 

----

-----

 

Образование:

- высшее

 

11

100

9

93

9

100

 

- неполное высшее

 

---

 

1

7

----

----

 

- среднее специальное

--

----

----

------

----

----

-----

 

- среднее

 

----

 

---

 

----

---

 

- кол-во обучающихся заочно

 

----

 

___

-----

-----

----

 

Квалификация:

- высшая категория

 

 

3

 

20

 

3

 

20

 

3

 

13

 

- первая категория

 

12

80

11

91.6

6

6.7

 

- без категории

 

--

--

1

 

 

 

 

Ученая степень:

- доктор наук

 

----

 

----

 

 

----

 

----

 

- кандидат наук

 

----

 

----

 

-----

-----

 

Почетное звание «Отличник народного просвещения»

 

1

6.6

1

6.6

 

1

 

 

7.7

 

Министерская грамота

 

 

2

13

2

13

5

38

 

Медаль «За трудовую доблесть»

 

2

13

2

13

2

14.5

 

                   

 

 

 

 

Состав по стажу.

Состав по стажу (педагогический)

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

От 15 до 25 лет

 Свыше 25 лет

 

 -

_------

---

3

10

 

В школе работает  педагогический коллектив, находящийся в постоянном поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса на основе демократизации всей жизни школы, гуманизации отношений между учителями, учениками и их родителями. При планировании работы учитываются реальные запросы и интересы учащихся и их родителей.  Администрация школы ведёт мониторинг в области результативности работы педагогов и поощряет сотрудников  школы за достигнутые ими успехи.

Средний возраст педагогов  - 60 лет. Администрация школы ведет целенаправленную работу по привлечению в школу  молодых специалистов,

                                 1.4. Режим работы.

•   Школа работает в одну смену, продолжительность учебной недели – 5 дней.

•   Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели,                                        во 2 – 9 классах – 34 недели.

•   в 1 классе – «ступенчатый» режим обучения.

•   Продолжительность урока во 2 - 9 классах – 40 минут.

•   Продолжительность перемен между уроками:

минимальная – 10 минут;

максимальная – 20 минут.

•   Продолжительность каникул: 1 класс – 37 дней;

                                                     2 – 9 классы – 30 дней.

• Промежуточная аттестация учащихся I и II ступеней проводится по полугодиям (показатели контрольных работ, промежуточный контроль качества знаний – май месяц)

           

 

           1.5. Состояние материально-технической базы

Наименование

Количество (наличие)

Общая площадь всех помещений (кв.м.)

1220

Количество классных комнат

Спортивный зал

11

1(165 кв. м.)

 

 

 

 

Размер учебно-опытного земельного участка (га)

3860 кв.м.

Наличие столовой с горячим питанием

Да

Численность обучающихся, пользующихся горячим питанием

28

Число посадочных мест в столовой

30

Наличие водопровода

Да

Наличие автономного  отопления

Да

Наличие туалетов

Да

Компьютеры 

(в т.ч. Notebook)

10

7

Принтеры(лазерные)

(в т.ч. цветной)

8

1

Наличие интернета

Да

Проектор (в составе мультимедийной системы)

4

Экран (в составе мультимедийной системы)

1

Телевизор (цветной)

1

Видеомагнитофон

1

Музыкальный центр

1

 

 

Микрофоны

3

В целях улучшения материально-технической базы школы намечен следующий ряд мероприятий                                                                                1.Приобрести для школьной столовой газовую плиту в количестве 1 штуки по мере поступления субвенций.                                                                                   2. Начать ограждение школьной территории.                                                       3. Продолжить работу по оформлению территории  школы.                               4.  Пополнять учебные кабинеты наглядными пособиями (по мере поступления субвенций).

5. Продолжить работу по оснащению школы компьютерным оборудованием по мере поступления субвенций.

                  1.6. Особенности управления школой.

              Административное управление осуществляет директор. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет и совет ученического коллектива, реализует оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационно-целевую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

                                    Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой

 



      2.Принципы образовательной политики.

         Основные направления деятельности ОУ:

- обеспечение охраны и укрепления здоровья учащихся;

- создание благоприятных условий для получения системы базовых знаний, всестороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

- создание творческой, деловой атмосферы сотрудничества, доброжелательности в деятельности педагогов;

- воплощение в жизнь модели школы как целостной воспитательной системы, в которой целенаправленно осуществляется педагогически управляемый процесс приобщения подрастающего поколения к неуклонно повышающемуся уровню общественной культуры;

- совершенствование практики  личностного подхода в обучении и воспитании с учетом социально-культурной и экологической среды, развитие индивидуальных творческих способностей детей.

Деятельность школы строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономии и светского характера образования.

Принципы:

1. Личность ребенка – центр всей школьной образовательной системы.

2. Ученик - субъект образовательного процесса, ориентированного на самоопределение ученика, развитие его самостоятельности и творчества, чувства собственного достоинства и индивидуальной значимости.

3. Школа - ядро знаний для всех учеников (с разными способностями, интересами, образовательным уровнем).

4. Образовательное пространство школы – эмоциональное, благоприятное, комфортное для всех учащихся и учителей.

5. Активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к учебе, друг к другу, к жизни - принцип организации учебного и воспитательного процесса.

6. Взаимодействие всех участников образовательного процесса в школе строится по принципу гласности.

7. Отношения детей и взрослых в школе строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

8. Создание имиджа школы, его поддержка осуществляются на основе КТД.

9. Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от жесткого авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов работы учителя природосообразной, личностно ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

10. Введение дифференциации и индивидуализации обучения строится

на основе традиционных и нетрадиционных (в т.ч. инновационных) форм работы: эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных; практикумов, экскурсий; коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой) и т.д.

         

 

                           Задачи школы.

1.     Выполнение намеченных планов работы с учащимися и их родителями, а также работы преподавателей в направлении дальнейшего совершенствования их педагогического мастерства . 

 2.Усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ согласно требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего образования, обеспечение основного общего образования в полном объеме, прохождение программ, определенных педагогами- преподавателями и утвержденных администрацией школы.

3.Обеспечение образования на уровне, отвечающем развитию общества и позволяющем личности войти в систему мировых и национальных культур; развитие учащихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей; развитие их творческих и познавательных способностей и формирование у них коммуникативных умений и навыков, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности: интеллектуального, нравственного, физического и психического, т.е. максимальное её развитие и подготовка к самореализации, дальнейшей успешной адаптации в современных жизненных условиях с опорой на следующие ценностные ориентиры: Здоровье, Семья, Отечество, Культура.

4. С учетом возможностей школы создавать основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

5. Продолжить знакомить учащихся с традициями края, прививать  любовь и интерес к истории своей малой родины, своей стране; воспитывать патриотическое сознание и гражданскую позицию у учащихся; развивать и сохранять у них  чувство гордости за свою Родину, за свой народ, за свой родной край, в том числе на героических примерах защитников родины;  знакомить учащихся с накопленным культурным потенциалом общества и тем самым обеспечить преемственность культурных традиций, обращение к национальным корням своего народа; воспитывать духовно- нравственное, идейно-патриотическое и художественное начало в детях в различных воспитательных формах.

 

      3.  Аналитическое обоснование программы.

                    3.1. Состояние здоровья учащихся.

  Одной из задач школы является выявление положительных и отрица­тельных тенденций, влияющих на самочувствие и здоровье учеников. Результа­ты медосмотров учащихся  показывают, что количество здоровых детей не становится больше.

 

№ п./п.

Имеющиеся заболевания.

2013г.

2014 г..

2015 г.

   текущий

1.

С патологией слуха.

0

0

0

0

2.

С патологией зрения.

0

0

0

0

3.

Со сколиозом.

2

2

0

0

4.

С нарушением осанки.

1

2

1

-

5.

С заболеванием ЦНС

4

4

5

5

6.

С заболеванием ЖКТ

1

1

0

0

7.

Тубицинированных

0

0

0

0

8.

С ожирением

0

0

0

0

9.

С заболеванием ССС

        2

2

3

3

 

В январе 2015 учебного года получена следующая информация:

Класс

 

Количество обучающихся

 

Кол-во учащихся с Iгруппой здоровья

Кол-во учащихся со

IIгруппой здоровья

Кол-во учащихся с IIIгруппой здоровья

Кол-во учащихся с основной физкультурной группой

Кол-во учащихся с подготовительной физкультурной группой

1

4

4

2

----

7

---

2

4

4

2

4

8

3

3

1

1

6

----

 

----

4

2

2

5

1

10

---

5

2

2

2

-----

5

---

6

1

1

8

2

12

2

7

2

2

4

2

10

---

8

4

4

4

---

11

---

9

4

4

4

2

10

---

 

Проведённые исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительнее напряжение и больше утомление учеников, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.

В процессе взросления проявляется ещё один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выде­лить следующие:

-    социально-экономические изменения в обществе;

-    экологическая обстановка.

Здоровьесберегающие технологии и пропаганда среди учащихся здорового образа жизни, над развитием и совершенствованием которых работает школа, должны способствовать укреплению здоровья учащихся.

Школа стремится достичь оптимального уровня состояния здоровья уча­щихся. С этой целью осуществляется контроль  соблюдения  уровня учебной нагрузки и объема домашних заданий, за организацией системы школьного пи­тания. Организована работа с родителями по выполнению единства требований к режиму дня и ведению здорового образа жизни. Дети с ослабленным здоровьем выделены в отдельные физкультурные группы.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий педагогов, родителей и врачей.

С этой целью в школе проводятся различные мероприятия: тематические классные часы по профилактике табакокурения, наркомании, алкоголизма;

общешкольные  «Дни здоровья»,   спортивные конкурсы и викторины, организуются однодневные туристические походы.

На педсоветах регулярно обсуждаются вопросы, связанные с использованием здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

3.2.              Характеристика социального статуса семей учащихся.

  Одной из задач в работе классных руководителей и школьного общественного инспектора по охране прав детства является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности они руководствуются  

законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;                                                                                                                    

 

  • контролируют движение учащихся и выполнение всеобуча;
  • предупреждают отсев учащихся из школы;
  • поддерживают тесные связи с родителями;
  • изучают социальные проблемы учеников;
  • ведут учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • осуществляют социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных.
  • проводят патронаж опекаемых и неблагополучных семей;
  • консультируют классных руководителей, выступают на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
  • осуществляют контроль сохранения здоровья учащихся и способствуют формированию у них культуры здоровья.

  Анализируя полученные за последний период данные,  можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

1.     Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка.

2.     Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков.

3.     Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и / или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

Анализируя социальный статус семей учащихся, мы получили следующие данные:

Количество учащихся -25                                                                                          Дети, обучающиеся на дому – 1

Дети-инвалиды – 1

Родители-инвалиды – нет;

Дети из многодетных семей – 5

Мать или отец – одиночки – 6;

Неполные семьи (в разводе) – 6

Дети под опекой-1;

Воспитываются бабушками - 2

           Необходимо отметить, что школа делает очень многое для обеспечения процесса обучения и воспитания детей из социально неблагополучных семей, сотрудничая с комитетом социальной защиты, комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также с территориальным отделом по семейной,  демографической  политике,  опеке и попечительству. Проводится профилактическая работа  с «трудными» детьми в соответствии с традиционными подходами: осуществляется  контроль за детьми, стоящими на внутришкольном учете и на учете КДН. Проводится индивидуальная работа с учащимися «группы риска», осуществляется контроль за посещаемостью данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспектором КДН, беседы с родителями.

   

3.3  Воспитательная работа с учащимися.

           В своей воспитательной работе школа ставит перед собой задачу формирования у учащихся активной жизненной позиции, качеств лидера, усиления гражданско-патриотического воспитания, привитие школьникам навыков культурного и безопасного поведения, как в школе, так и вовне ее стен. Педагогический коллектив стремится к раскрытию, развитию и реализации способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса, что достижимо лишь на пути  развития механизма самоуправления. В настоящее время перед педагогическим коллективом школы стоят следующие воспитательные задачи:

  •    Развитие познавательных способностей, формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
  •    Формирование у учащихся трудолюбия, нравственного отношения друг к другу, уважения к старшим, милосердия.
  •  Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
  •   Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию, саморазвитию.
  •  Формирование благоприятного психологического микроклимата в классе, в школе.
  •  Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.
  •  Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
  •   Воспитание любви к родной школе, отчему краю,  формирование гражданского самосознания, чувства патриотизма.
  •    Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение этих ценностей.
  •    Формирование чувства долга, ответственности, формирование знаний своих прав и обязанностей.

Школа работает по теме «Родной край» не первый год. Результат - увлечённость ребят, их активность в подготовке и проведении мероприятий.

Уровень поведения и воспитанности учеников нашей школы можно считать средним, но  коллектив педагогов работал и продолжает работать над проблемой совершенствования внутреннего мира своих воспитанников, их духовного обогащения, основываясь на лучших традициях отечественной педагогики, идеях патриотического воспитания и высоконравственных материалах исторического наследия нашего народа.

Инфраструктура взаимоотношений с другими учреждениями.

 

3.4.         Результативность работы.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа, относительная завершенность общего образования в основной школе, обязательное среднее (полное) образование. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно ориентированной требует от школы совершенствования, изменения от педагога – становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Численность учащихся снижается.

Учебные годы

2013-2014

2014-2015

текущий

 

 

Количество учащихся на начало   и   конец   учебного года

29/29

27/27

25

 

 

 

Школа, как и все наше общество в целом, претерпевает глубокие преобразования, но, как и прежде, ее главная задача  - подготовить дееспособного человека, который не только  не потерялся бы в лабиринтах современных экономических отношений, но и  смог   успешно реализовать свой потенциал в любой профессии, какую бы он, ни выбрал.

    Многое зависит от результатов обучения. Большое внимание в работе школы уделялось и уделяется повышению образовательного потенциала школьников. К сожалению, показатель качества знаний за прошедший учебный год – 7  учащихся (окончившие на «4» и «5»).

Учебный год

Результативность (%)

Качество знаний (%)

2013-2014

100

46

2014-2015

97

44

2015-2016

100

30

 

 

 

 

Результаты итоговых аттестаций выпускников I, IIступеней обучения.

Ступени,

предметы,

параллель

выпускного

класса

Учебный год

2013-2014

2014-2015

Текущий

Всего выпускников

(чел.)

УО

(%)

КО

(%)

Всего выпускников

(чел.)

УО

(%)

КО

(%)

Всего выпускников

(чел.)

УО

(%)

КО

(%)

I ступень (4 класс)

1

 

 

1

 

 

1

 

 

Литература

 

100

95

 

100

85

 

 

 

Русский язык

 

100

      75

 

100

0

 

 

 

Немецкий язык

 

 

 

 

100

0

 

 

 

Математика

 

 

70

 

100

0

 

 

 

Окружающий мир

 

100

80

 

100

75

 

 

 

Изобразительное искусство

 

100

90

 

100

95

 

 

 

Физическая культура

 

100

100

 

100

100

 

 

 

Музыка

 

100

90

 

100

95

 

 

 

Трудовое обучение

 

100

95

 

100

95

 

 

 

Средние показатели по ступени

 

100

87

 

100

86

 

 

 

Оставлены на второй год

 

 

 

 

-

 

 

 

 

II ступень (9 класс)

4

 

 

5

 

 

4

 

 

Русский язык

 

100

67

 

100

67

 

 

 

Литература

 

100

73

 

100

      67

 

 

-

Немецкий язык

 

100

73

 

100

67

 

 

-

Алгебра

 

100

73

 

100

      67

 

 

 

Геометрия

 

100

67

 

100

       67

 

-

 

Всеобщая история

 

100

67

 

       80

67

 

 

 

История России

 

100

 

 

100

      67

 

 

 

Обществознание

 

100

     73

 

100

80

 

 

 

География

 

100

67

 

100

80

 

 

 

Биология

 

100

67

 

100

       73

 

 

 

Химия

 

100

67

 

100

67

 

 

-

Физика

 

100

67

 

100

67

 

 

 

Физическая культура

 

100

86

 

100

94

 

 

 

Технология

 

100

86

 

100

 

 

 

 

Черчение

 

100

67

 

100

 73

 

 

 

ОБЖ

 

100

86

 

100

80

 

 

 

Средние показатели по ступени

 

100

68

 

100

 75

 

 

 

Оставлены на второй год

----

 

 

----

-

 

 

-

-

справкой

---

 

 

----

-

 

 

-

-

                             

 

          Как хороший результат работы можно расценивать отсутствие неуспевающих учащихся.

          Этому способствовала работа в различных формах, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и кружках, их участие в конкурсах, викторинах, вечерах, олимпиадах, а также своевременный и хорошо организованный со стороны администрации внутришкольный контроль за учебно-воспитательным процессом.

Успехи и неудачи учащихся - это показатель работы педколлектива. Качественная работа учителя зависит от степени его профессионализма, желания самосовершенствоваться. Продолжилась и закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности, о чём свидетельствуют итоги аттестации педагогов  (см. Программу развития).

           Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, явилась методическая работа. Школа продолжает работу  по методической теме «Совершенствование   традиционных форм обучения и использование новых методик  и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса». С этой целью организуется и проводится  ряд педагогических советов, педагоги продолжают работу над темами самообразования; МО работают в соответствии с намеченным планом.

Педагогический коллектив школы, учащиеся и их родители - все вместе мы решаем главную задачу школы – сохранение и развитие адаптивного потенциала личности, физического, умственного, психического и нравственного здоровья.

Начальная школа – первая ступень обучения в школе. Здесь работает опытный, высококвалифицированный учитель, добиваясь относительно высоких результатов в работе.

 При переходе учащихся из начальной школы в среднюю возникает новая проблема – адаптация к новым условиям обучения. Решаем эту проблему через сотрудничество учителей начального и среднего звеньев. Наша задача - сохранить и преумножить знания учащихся, полученные в начальной школе. Мы верим в то, что каждый ребенок одарен  в чём-либо:  будь то интеллектуальная одаренность или творческая, спортивные успехи или организаторский талант, талант лидера.

Физически здоровые дети посещают школьную спортивную секцию, участвуют  в районных спортивных соревнованиях.

3.5.                   Особенности дополнительного образования

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.   

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Система дополнительного образования МОУ « Оленьковская ООШ»

 

 

Программы

           

Названия кружков ,секций клубов.

Физкультурно-спортивной

Художественно-эстетической

Культуроологической направленности

 

Драматический,

Вокальный,

Клуб «Мой край»

Информатика.

Клуб «Турист»

 

Развитие дополнительного образования детей в нашей школе предполагает решение следующих задач:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
  • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста;
  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  • расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам;
  • создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
  • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
  • формирование  нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Опора на содержание основного образования  является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в школе. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка.

Дополнительное образование детей выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.

В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Так появляется возможность «погружения» в культуру. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно-исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и  культуры.

         Одна из главных задач педагога дополнительного образования – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.

Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования – руководители различных творческих объединений, так и их воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования детей в целом. При этом  внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.

 

  Социализация, адаптация и самоопределение выпускников.

 Все родители хотят вырастить своих детей хорошими людьми. В отдалённой перспективе они желают видеть своего ребёнка здоровым, образованным (умным), воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным), счастливым (семейственным, хозяйственным), подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным).

 Государство, и общество также предъявляют сегодня к выпускнику школы свои требования. Современному обществу нужен человек, умеющий реализовать себя как личность, профессионально и социально зрелый, умеющий быстро адаптироваться  к социальным изменениям, происходящим в обществе.

Но выпускник школы не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, адаптироваться к тем социально-экономическим условиям,  в которых он должен будет жить, так как ему не хватает жизненно необходимых знаний, умений, навыков (правовых, юридических, экономических, психологических, социальных,  практических), У него зачастую не  сформированы  ценностные ориентации, адаптивные способности, т.е. те важные личностные качества, необходимые ему для успешного жизненного самоопределения и самореализации.

Семья и школа – традиционные социальные институты, осуществляющие воспитание подрастающего поколения. Подготовка современных старшеклассников к жизни, их социальная адаптация в условиях семьи является часто малоэффективной и недостаточной. В сегодняшней ситуации переоценки прежних моральных, эстетических, этических, нравственных норм, трудовых и личностных ориентаций  воспитывать детей стало труднее. Наши, сельские, родители  чаще всего воспроизводят традиционную систему воспитания стихийной передачи опыта  (в основе – личный пример), что даёт определённый, иногда неплохой результат. К сожалению, зачастую они не учитывают, что воспитание детей – процесс более сложный, тем более в современных,  принципиально иных условиях.

В сложившейся ситуации особая роль принадлежит школе.  Она  ориентируется на государственную политику в сфере образования: гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине, приоритет на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Педагог школы обладает специальными знаниями для определения конкретных целей и задач воспитания, для создания условий, способствующих успешной социальной адаптации выпускника школы и организации соответствующих целенаправленных воздействий на него.

Поэтому наша школа ориентируется на теоретическую и практическую подготовку выпускника школы к жизни, на воспитание профессионально ориентированного и социально зрелого выпускника, способного адаптироваться  в социуме, быть конкурентоспособным членом общества, суметь  реализовать себя как личность.

Сведения о трудоустройстве выпускников (9 –й класс)

Учебный год

Всего

выпускников

Продолжили обучение

10 класс

Колледж

УНПО

ССУЗ

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2013-2014

5

3

33

2

33

----

--

---

-----

2014-2015

5

1

----

4

33

--

----

------

------

2015-2016

4

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

-

 

-

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

Работа школы по созданию условий, способствующих успешной социальной адаптации выпускника школы, постоянно совершенствуется и развивается. 

4.  Противоречия и проблемы, сдерживающие развитие школьников, подходы к их решению.

    Противоречий и проблем, сдерживающих развитие школьников, много.

Во-первых, дети, поступившие в школу, приходят из семей разного, в том числе крайне низкого, уровня социального благополучия, культурного содержания. Во-вторых, здоровье учащихся на момент поступления в школу, по наблюдениям медиков, стало значительно хуже по сравнению с предыдущими годами (причём, отклонения от нормы относятся не только к физическому состоянию, но и умственному, психическому развитию). В-третьих, современная социальная среда также оказывает негативное влияние на развитие школьников. Можно приводить ещё множество факторов, сдерживающих развитие современного школьника.

Обратим внимание на то, что участниками учебно-воспитательного процесса являются не только учителя и учени­ки, но и их родители.

Вопрос на родительском собрании родителей первоклассников о том, что они ждут от своих детей, чаще всего сопровождается следующими ответами:  «Боимся, что будет делать ошибки», «Чтобы учился на «пятерки».

Такая любовь, чтобы ребёнок только радовал, эгоистична, поэтому задача педагогов школы развернуть понимание родителей на учебную мотивацию: знания - это не большой саквояж, они необходимы, чтобы научиться решать проблемы, жить самостоятельно. Нужно формировать мотивацию на жизнь, а не на отметки.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо со­отнести их с особенностями каждого возраста в целом.

Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7—10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10—15 лет, учащиеся 5—9 классов).

Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности, зачастую сдерживающие развитие школьников, в том числе активную познавательную деятельность. Поэтому педагоги в своей работе должны знать и учитывать эти особенности в процессе формирования  устойчивой положительной мотивации учащихся к учению. Совершенствование знаний педагогических работников школы по этой теме происходит регулярно как в рамках самообразования, так и на тематических педагогических советах.

         Системная, регулярная работа по решению указанных проблем – обязательное условие успешной работы педагогического коллектива по реализации поставленных перед ним задач.

5.                   Цели и задачи образовательного учреждения.

Основными целями школы являются:

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- общедоступность образования;

- создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам;

- адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора обучающимися и последующего освоения ими профессиональных образовательных программ;

- выполнение государственных образовательных стандартов;

- соблюдение принципов государственной образовательной политики;

развивающая направленность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

- обеспечение содержания образования, адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру, защита национальных и региональных культурных традиций;

- охрана здоровья и социальная защита обучающихся и работников школы.

 

Основные задачи деятельности школы:

- реализация программ начального общего, основного общего образования;

- реализация программ дополнительного образования.

5.1. Модель выпускника на разных ступенях образовательного процесса.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Нравственный потенциал.

· Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».

· Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

· Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.

Познавательный потенциал.

· Формирование основных умений, навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).

· Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.

· Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.

Коммуникативный потенциал.

· Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.

· Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.

Эстетический потенциал.

· Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.

· Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал.

· Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

· Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

· Желание попробывать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

Нравственный потенциал

· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».

· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.

· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.

· Усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».

· Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Познавательный потенциал.

· Формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.

· Умение управлять подсознательными процессами личности.

· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал.

· Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения.

· Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал.

· Способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.

· Знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.

· Апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.

· Потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов.

· Желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.

 

Физический потенциал.

· Дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.

· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями.

· Стремление к физическому совершенству.

· Осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

 

7. Прогнозируемый педагогический результат.

 

В результате реализации образовательной программы, постоянного совершенствования форм и методов работы педагогического коллектива, должен  произойти заметный рост возможностей учащихся, что будет способствовать повышению результативности обучения и качества их знаний.

Следуя намеченным направлениям воспитательной системы работы школы, мы ожидаем получить снижение следующих показателей: количество  

— правонарушителей, совершающих антиобществен­ные деяния;

— не успевающих по двум и нескольким предметам, ко­торых приходится оставлять на повторный курс обу­чения;

— учащихся, склонных к вредным привычкам;

— живущих в социально-опасных условиях (неблаго­получных семьях) и входящих в «группу риска».

         Система дополнительного образования, созданная на базе школы, будет способствовать разностороннему развитию личности, раскрытию способностей учащихся.

         Особенное внимание к развитию физических данных учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс будут способствовать сохранению и улучшению здоровья наших учеников, их физического потенциала.

         Решение вопросов нравственного воспитания, имеющее место, как в системе уроков, так и во внеурочной работе, позволит максимально реализовать поставленные перед школой задачи воспитание патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Повышение уровня положительной мотивации у обу­чающихся, их родителей, заложенного данной образовательной программой, позво­лит создать у всех участников образовательного процесса положительный эмоциональный фон, спо­собствующий их самореализации, конкурентоспособности.

8.  Мониторинг образования.

         Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития личности, контрольные работы.

Сравнительный анализ, проводимый по различным предметам раз в полугодие, позволяет проследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учеников. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня знаний и умений школьников. Полнота и всесторонность обеспечиваются включением в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений.

Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений каждого ученика, накопление отметок за разные виды работ в течение четверти) отражается в журнале. Журналы проверяются директоромв соответствии с планом внутришкольного контроля. При оценке знаний и умений школьников используется пятибалльная система, а в старших классах допускается система зачетов.

По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. В преподавании предметов естественного цикла используется лабораторно-практический контроль. Итоговый контроль осуществляется в различных видах. По субъекту контроля - это административные контрольные работы; по соответствию прогнозируемому результату –итоговая аттестация; по форме проведения - устная, письменная и комбинированная формы.

Итогисбора и обработки педагогической информации о состоянии и качестве образования  представлены  в таблицах предыдущих разделов программы.

 

9.     Управление реализацией программы.

 

                         Реализация образовательной программышколы зависит от умелого управления школой и от усилий всех учителей, их заинтересованности в своей работе. В ее реализации участвуют администрация, учителя-предметники,классные руководители, вожатая,библиотекарьи др.,функциональные обязанности которых четко определены.

Средний возраст педагогического коллектива – 60 лет. Это грамотные, владеющие научным содержанием предмета и методикой его преподавания профессионалы, многие из которых прошли через систему повышения квалификации. Некоторые имеют высшую или первую квалификационную категорию, известны  как творческие, широко и нестандартно мыслящие люди, стремящиеся к непрерывному педагогическому поиску и самосовершенствованию.

Ключевые идеиработы с кадрами:

1) знать и изучать индивидуальные особенности каждого педагога, его потенциальные возможности;

2) создавать условия для творческой работы учителей, для их саморазвития и самореализации.

С этой целью необходимо своевременно обеспечивать педагогам курсовую переподготовку и аттестацию, возможность участвовать в работе школьных методических объединений. Индивидуальная работа с педагогическими кадрами должна способствовать не только выявлению положительных профессиональных качеств учителя, но и предупреждать и устранять затруднения в педагогической деятельности.

Материально-техническое обеспечение программы связано спостоянным совершенствованиемматериально-технической базышколы. Для использования в учебном процессе учителям предоставляется имеющаяся в школе видео-, аудиоаппаратура, мультимедийная система, др. ИКТ. Библиотека школыимеет в наличиинеобходимый фонд, которыйдостаточно полнообеспечивает потребности учащихся.

 В реализации образовательной Программы школы участвуют администрация, преподаватели, методические объединения, родители учащихся и сами учащиеся школы.

           Управление школой является одним из видов социального управления. В нем широко применяются принципы, общие для государственного управления и процесса любого труда (принципы НОТ).

            Основными принципами НОТ трудовой деятельности являются: научность, планомерность, оптимальность, материальное и моральное стимулирование, перспективность, системность, комплексность.

Принципами социального управления являются:

  • принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;
  • принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении;
  • принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.

Принципы управления образовательной системой школы предполагают сочетание интересов детского и взрослого коллективов, и исходит из особенностей школы как социально-педагогической системы, предполагает обеспечение взаимообусловленности развития этих коллективов. При этом предусматривается развитие детской самостоятельности и инициативы, развитие самосознания детей, а также использование жизненного опыта, политической зрелости и ответственности педагогов, что предполагает поддержание авторитета учителей в глазах детей и их родителей.

      Управление школой означает осуществление разнообразной деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. Эта деятельность направлена на решение различных по характеру задач, например, укрепление материально-технической базы школы, благоустройство территории, обеспечение санитарно-гигиенических условий в школе, расстановку педагогических кадров, комплектование классов, регулирование режима работы школы, контроль за деятельностью педагогов и учащихся, организацию массовых мероприятий с учащимися, обеспечение сплоченности, творческого отношения к делу. Однако эффективность этой деятельности достигается, когда она всецело подчинена педагогическим задачам. 

      Управление школой должно осуществляться на основе определенной общепринятой нормативной базы, в соответствии с имеющимися рекомендациями, регламентирующими различные стороны учебно-воспитательной работы, положениями, уставом, инструкциями, методическими указаниями, циркулярными письмами министерства образования и науки РФ, Тульского департамента образования.

      Перечень учебных дисциплин, классно-урочная система, наполняемость классов, количество, продолжительность уроков в школе, формы и методы преподавания, объем практических работ, организация общественно полезного труда учащихся, порядок перевода и выпуска учащихся, нормы оценок знаний, критерии уровня воспитанности, режим дня в школе, критерии оценки работы учителя и школы в целом и многое другое должны соответствовать нормам в системе общего образования.

Особенностью управления школой является то, что в ней взаимосвязи и взаимоотношения происходят исключительно в человеческих структурах: работник органа управления — руководитель школы — учитель — ученик. Такая специфика постоянно порождает реальную опасность проявления элементов субъективизма в процессе взаимоотношений участников педагогического процесса, в оценке деятельности учителей и учащихся, в подходах к фактам и явлениям. Поэтому строгое следование требованиям объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, учет реальных возможностей педагогического коллектива, реального вклада каждого его члена, является основным условием деятельности школы.

            Наличие единого подхода к решению наиболее важных и сложных педагогических задач и проблем, единая линия в воспитании и обучении, предполагающая одновременно и многообразие форм и методов работы различных учителей, является одним из условий успеха. Единство педагогических позиций складывается из формирования единого взгляда на задачи урока, значение внеурочной работы, оценку конечных результатов работы, ведет к обеспечению единых требований к учащимся, единого стиля отношений между учащимися и учителями и др.

В процессе совместной деятельности, постоянного общения и обмена опытом работы в сплоченном коллективе выкристаллизовываются общие педагогические убеждения и определенный стиль работы с детьми. Этот стиль поддерживается администрацией школы, общественным мнением педагогического коллектива и его традициями.

            В управлении школой особую роль играет принцип сочетания государственных и общественных начал. Этот принцип присущ школе и имеет особое значение потому, что школа является не только государственным учреждением, а, прежде всего, социальным институтом, призванным удовлетворять как образовательные запросы государства, общества в целом, так и каждой личности. Поэтому нельзя допускать изолированности школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узости и корпоративности профессиональных интересов педагогов. В то же время и педагогический коллектив не может успешно решать стоящие перед ним задачи самостоятельно, оторвано от других общественных институтов: социальной среды, семьи, трудовых коллективов, культурно-просветительских, внешкольных и других учреждений.

Перед школой всегда стояла задача объединения усилий государства и общества для решения проблем развития, органического слияния общественного и государственного начал в ее управлении. С этой позиции большой интерес вызывает проект национальной инициативы «Наша новая школа». В своём выступлении на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики 19 января 2010 г. президент РФ Д.А. Медведев обратил отдельное внимание на некоторые моменты этого проекта. Во-первых, в течение ближайших 3 лет во всех регионах должна быть введена новая система оплаты труда педагогов. Речь идёт не только об изменении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов. Второй момент – повышение качества педагогического образования. Нужно активнее внедрять новую систему повышения квалификации педагогов. Третье.  Должны быть разработаны методические рекомендации по учёту внеучебных достижений в новых образовательных стандартах. Четвёртое. Утверждён план по совершенствованию проведения Единого государственного экзамена. Пятое. Создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способно в будущем к тому, чтобы развивать «умную» экономику, экономику, основанную на знаниях.   

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" и программами, направленными на модернизацию образования, деятельность педагогического коллектива МОУ «Оленьковская ООШ» направлена на развитие личности учащихся, на создание условий для их самоопределения и самореализации.

Организация совместной коллективной деятельности  положительно сказывается и на развитии межличностных отношений ее участников: как учителей, так и учащихся. Каждому из них предоставляется статус лица, принимающего решение, и каждый заинтересован в результатах как своего собственного, так и общего труда. Возникает ситуация коллективного успеха, оказывающая положительное воздействие на характер взаимоотношений между педагогами: стимулируются доброжелательность, взаимопомощь, стремление наилучшим образом выполнить свои обязанности. Появляется реальная заинтересованность, как коллектива, так и каждого участника в процессе и результатах своих усилий.

Главной становится потребность в постоянном самосовершенствовании, когда знания являются средством повышения эффективности профессионального труда. Это побуждает учителя самостоятельно искать необходимую литературу, формы и методы работы. Отпадает необходимость навязывать ему чужой, но «модный» опыт, он осознает необходимость нарабатывать свой, личный. Реальная заинтересованность каждого учителя в общем успехе создает ситуацию для оптимального выбора действий у руководителя школы.

Мы глубоко убеждены, что построенная таким образом школа постепенно будет менять окружающую нас действительность и как модель никогда не может быть завершена, ибо стремительно меняющаяся жизнь вносит свои коррективы. В этом заключается наш выбор модели школы интеллектуального, духовного, физического развития и социализации личности школьника.

            Понимая, что ни одно решение, даже самое разумное и своевременное, не может быть выполнено, если в школе нет достаточного количества нужного уровня подготовки  педагогов; мы уделяем главное значение работе с кадрами, работе по формированию  индивидуального стиля педагога.

            Большую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет методическая работа. Методическая работа ведется через педагогический совет, и именно он позволяет обратиться к рассмотрению образовательных методик обучения и воспитания учащихся на основе анализа существующего положения дел и внедрения в практику работы передового педагогического опыта. Работа всех остальных методических органов и самообразование учителей тематически связаны с проблемами, решаемыми педагогическим советом.

            Внутришкольный контроль – один из методов повышения профессионального мастерства педагога.Одним из эффективных направлений работы с кадрами по повышению профессионального мастерства является система внутришкольного контроля и регулирования.

            Говоря о целесообразности контроля в целом, нужно не забывать всю деятельность учебно-воспитательного процесса в школе, иначе коррекция действий педагогов, ориентированная на контроль, может привести не к росту мастерства учителя, а к формальному подгону своих действий, своего профессионального мастерства под его требования. Одним из важных компонентов внутришкольного контроля являются цели и принципы контроля. Администрация школы, планируя внутришкольный контроль, исходит из существующих проблем. Целесообразным мы считаем контроль, цели которого возникают из целей деятельности школы. При этом отмечаем, что эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развития профессионализма учителей, обученности учащихся.

            Аттестация - одно из направлений в работе по формированию индивидуального стиля деятельности учителяи одна из форм, способствующих росту их профессионализма.

            В основе аттестации в нашей школе заложены следующие принципы: всеобщность, всесторонность, коллегиальность, гласность, систематичность. Основными задачами аттестации мы видим целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических работников, управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

            Особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива требует начинающий учитель. Как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что специфическим объектом его труда являются ученики. От характера вступления в профессию зависит благополучие нескольких поколений учеников.