Skip to main content

Система патриотического воспитания

 

Система патриотического воспитания

Оленьковской основной общеобразовательной школы.

 

Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в нашей школе. В своей работе руководствуемся Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010г.г.»

         «Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан РФ. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений)».

         Учитывая основные разделы вышеуказанной  Программы, мы разработали свою  Программу по патриотическому воспитанию школьников «Воспитание гражданина России». Идея  Программы - сберечь себя для России и Россию для себя.

          В основе организации работы по  Программе лежит принцип  выделения циклов и ключевых дел.

Поэтому в течение учебного года выделяется несколько центральных событий, ведущее место среди которых занимают: месячник патриотического воспитания; декада, посвященная Великой Победе и неделя «Освобождение Венёва и Венёвского р-на от немецко–фашистских захватчиков».

         Особенное внимание в патриотическом воспитании уделяется изучению государственных символов России: организуется изучение по классам государственной символики России; участвуем в районном конкурсе на лучшие исследовательские работы о государственном флаге, гербе, гимне РФ.

Определены и основные направления работы по патриотическому воспитанию.

Краеведческое и поисковое

         Большую помощь в реализации целей и задач этого направления оказывает школьный историко-краеведческий музей. Разработан план мероприятий по деятельности музея (история села, история школы, быт и культура края). Постоянно пополняется экспозиция музея. Организована лекторская группа из числа учащихся. Проводятся экскурсии по музею. Особенное внимание уделяется изучению истории образования поселка Оленьково. Все это благодаря деятельности руководителя музея Никитиной В.В. Результатом этой деятельности стала работа Никитиной В.В., куда вошли материалы о бывших владельцах усадьбы Оленьково и барского дома, об истории создания церкви, и других достопримечательностях поселка. Никитина В.В. установила связь с краеведческими музеями г. Каширы и г. Венева, куда теперь организуются экскурсии с детьми; происходит обмен материалами. Руководитель музея организует встречи с интересными людьми, свидетелями  важных исторических событий. Проводит организационную работу среди учащихся с целью вовлечения их в районные конкурсы. Такие как: конкурс школьных музеев на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию учащихся посредством музейной работы; конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – XXвек»; областной конкурс на лучшую организацию патриотической  работы «Растим патриотов России» и др.

Организация и проведение вышеперечисленных мероприятий приобщает учеников школы к исследовательской деятельности, способствует формированию чувства сопричастности к историческим событиям и ответственности за будущее страны.

Художественно-эстетическое

Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей. А реализовать это направление практически невозможно без системы дополнительного образования.

Было отмечено, что кружковая деятельность становиться фундаментом для развития школьной концертно–театральной деятельности. Речь идет о  таких кружках как хоровой, драматический, вокальный, хореографический, домоводство.

Именно эти кружки культурного направления способствуют развитию творчества учащихся, раскрытию индивидуальных возможностей и способностей, что позволяет с большим успехом выступать на школьной сцене и занимать призовые места на районных мероприятиях. Так приняли участие в районном фестивале «Веневский край – земля родная».

Учащимися школы были подготовлены концерты ко Дню Учителя, празднику Осени, Новогоднему карнавалу, идёт подготовка  ко Дню Победы. Составлен и реализуется план мероприятий, посвященных 66-летию Победы.. Такие творческие отчеты формируют художественно-эстетическую культуру школьников, ориентируют учащихся на развитие способности самосовершенствования.

Дополнительное образование является звеном системы непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем, организации досуга, формированию коммуникативных навыков и воспитанию патриотических чувств.

Экскурсионно-туристическое

         Воспитание потребности в изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры. А  это осуществляется посредством экскурсий, многодневных походов, поездок за пределы области. Так ежегодно выезжаем в г. Москву на новогоднее представление в Олимпийский.

Такие поездки воспитывают грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных.Экскурсии и походы по родному краю (однодневные походы с классом,  многодневный поход в Дворики) дают школьникам основы по технике пешеходного туризма, знания по ориентированию, топографии, краеведению; воспитывают любовь к родному краю.

Экологическое

Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий: загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края. С целью привлечения внимания подрастающего поколения к вышеуказанной  проблеме проводился районный конкурс детских природоохранных проектов «Экологическое состояние водных проектов». В конкурсе приняли участие ученики нашей школы, один из которых (Самсонов Дмитрий) был отмечен грамотой.

Принимали участие в акции «Зеленая планета».

         Походы и экскурсии систематизируют знания школьников о почвах, растительности, животном мире, полезных ископаемых, способствуют укреплению материалистического мировоззрения в понимании природных явлений.

         Современный человек обязан быть экологически грамотным. Необходимо довести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, мы сохраняем Родину.

Физкультурно-оздоровительное       

         Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является внеклассная спортивно – массовая и физкультурно– оздоровительная  работа. В рамках этой работы в школе организуются физкультурные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии, туристические походы, спортивные праздники и т. д.

В формировании системы спортивно-оздоровительной работы в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников: «День здоровья», «А ну-ка, парни»; соревнований для старшеклассников «Есть встать в строй», для младших ребят – «Веселые старты».

Дети с удовольствием участвовали и в спортивных мероприятиях района: соревнования по биатлону «Гонка патрулей» на приз Героя Советского Союза А.С. Гостева (заняли 2 место в районе); полоса препятствий; готовимся к соревнованиям «Школа безопасности».

         Вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма посвящены заседания «круглого стола» со старшеклассниками, проведены конкурсы стенгазет и плакатов. Кл. руководители разрабатывают тематику кл. часов о здоровом образе жизни.

         В результате всех проводимых мероприятий у детей появился интерес к занятиям физкультуры и спорта, они стали меньше болеть простудными заболеваниями.

Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, вырасти здоровыми гражданами своей страны.

Трудовое

Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботится о чистоте и уюте, порядке дома, в классе, привитие принятых в обществе трудовых норм.

         Школьники принимают активное участие в уборке классов, ремонте школы, уборке территории возле школы, у обелиска.

Проводится большая работа по профориентации, приглашаются для проведения бесед специалисты различных профессий: офицер, пожарный, парикмахер, повар, милиционер и др.  

Наша задача – воспитание положительного отношения к труду как к одной из важнейших ценностей в жизни.

Предметное

         Задача всех участников воспитательного процесса видится в том, чтобы способствовать созданию таких условий, когда учащийся будет подготовлен самой школьной жизнью, где изучение предметов является фоном и невычленяемо из всего того моря деятельностей (познавательной, креативной, продуктивной), которые и определяют смысл школьного существования.  

         Проводились школьные олимпиады по предметам, участвовали в районных предметных олимпиадах.

Но следует улучшить индивидуальную учебно – воспитательную работу с одаренными детьми, с трудноуспевающими; помочь таким детям  учиться, жить в мире познания, общения, преодоления, радости, поиска, соответствия своим возможностям и способностям.

Воспитание патриотических чувств через изучаемые предметы (на уроке и во внеурочных мероприятиях). Так, например, следует отметить, что патриотизм не дается сразу, он формируется постепенно, по мере складывания и формирования личности.

         Проведение вечеров встреч с выпускниками, избравшими военную профессию, мероприятий «армейский магазин», «рыцарский турнир», сюжетно-ролевой игры «Тропа к генералу», бесед с солдатами срочной службы помогают учащимся создать правильную установку о службе в Армии.

И все перечисленные систематизированные действия в данном направлении, учитывающие не только государственные установки, но и региональное своеобразие, традиции и культуру своей школы очень помогают в реализации Программы по патриотическому  воспитанию.